12.02.2013

Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Иллюстрация Fotolia

Одним из основных драйверов роста аудитории интернет-СМИ в прошлом году стала протестная активность в российском обществе, которая стимулировала интерес к общественно-политическим новостям. Вслед за спадом оппозиционных настроений поползла вниз и динамика новостных площадок, отмечают эксперты компании Gemius.

В декабре 2012 года суммарный охват пользователей Рунета новостными порталами составил 62,23%, или 37,7 млн человек. В процентном соотношении это несколько меньше, чем год назад (тогда общая доля «новостников» составляла 62,72%). Вместе с тем, стоит отметить, что за двенадцать месяцев сегмент прибавил около 3 млн читателей, в первую очередь – за счет сайтов-агрегаторов.

Если сравнивать данные по крупным городам, то выше всего уровень проникновения новостных порталов в Екатеринбурге (84% сетевой аудитории). На втором месте Владивосток (70,4%), на третьем - Новосибирск (67,12%). Москва – лишь на пятой позиции (64,5%) и уступает Санкт-Петербургу (66,5%).

Бизнес и политика

Больше всего за год просели ресурсы, ориентированные на бизнес-темы и политику. На фоне роста числа пользователей российского интернета их суммарный охват уменьшился с 32,9% до до 26,25%. Рекордсменами в падении оказались infox.ru и expert.ru: аудитория infox.ru уменьшилась более чем вдвое – с 3,64 до 1,7% от подключенных к рунету; у expert.ru тоже довольно серьезное снижение – с 2,0 до 1,3%.

Сайты «Ведомостей» и «Коммерсанта», bfm.ru, forbes.ru и Росбалт также показывают снижение, хотя в сравнении с лидерами отрицательной динамики и не столь значительное – в пределах 15-30%. Из общего тренда выбивается лишь портал «Российской газеты», поднявшийся за год с 4,24 до 4,82%, izvestia.ru (1,52% вместо прошлогодних 1,29%) и dp.ru (1%, тогда как год назад – 0,99%).

Довольно любопытно на этом фоне гендерное распределение аудитории перечисленных порталов, поскольку у всех ушедших в минус сайтов она преимущественно мужская, тогда как «Российскую газету» и dp.ru несколько чаще читают женщины (53% против 47%).

В региональном отношении лидеры среди электронных СМИ, посвященных бизнесу и политике выстроились следующим образом: Москва – marker.ru (36,6% аудитории сайта проживают в столице); Петербург – dp.ru (46,6%); СЗФО – «Взгляд» (14,6%); Центральный федеральный округ – «Эксперт» (20,8%); Южный федеральный округ – «Эксперт» (17,8%); Приволжский ФО – «Коммерсантъ» (16,3%); Уральский ФО – «Эксперт» (10,5%); и, наконец, Сибирь и Дальний Восток – dp.ru (13,4% и 4,8% соответственно).

Электронные версии традиционных СМИ

Суммарный охват этого сегмента новостных ресурсов в декабре прошлого года составил 31,55% от пользователей рунета. Безоговорочными лидерами здесь являются сетевая версия «Комсомольской правды» (8,2%) и vesti.ru (7,8%). На третьем месте сайт «Аргументов и фактов» (4,06%), на четвертом – оппозиционное «Эхо Москвы» (3,25%). Замыкает первую пятерку портал «Московского комсомольца» (2,05%).

Самой «московской» версией внесетевого СМИ стал Snob.ru: 43,8% посетителей сайта живут в столице (при этом в общероссийском масштабе портал набирает лишь 0,66% аудитории). Trud.ru наиболее популярен у жителей Северо-западного и Южного ФО (почти половина читателей портала находится именно в этих регионах). Сайт «Экспресс-газеты» чаще всего посещают на Урале и в Приволжье (10,5% и 22,8% соответственно), тогда как в Центральном ФО довольно привержены «Вестям-FM» (25,5%).

Новостные агрегаторы

Аудиторный охват этой категории новостных сайтов за год просел не столь ощутимо, как у порталов, посвященных политике и бизнесу, – с 56,15 до 54,16% от подключенных к интернету россиян. Хотя, например, rbc.ru растерял почти четверть читателей (8,57% в прошедшем декабре, вместо 10,9% - год назад). Впрочем, даже с этими потерями портал замыкает первую тройку новостных ресурсов данного сегмента. Возглавляет список mail.ru-news (15,5%); на втором месте – ria.ru (9,1%).

В число лидеров также входят «Яндекс-новости» (6,67%), Rambler-news (6,5%) и Lenta.ru (6,1). Остальные новостные ресурсы, включая Gazeta.ru, Utro.ru и сайт «Интерфакса», не выбиваются из пятипроцентной доли от общего числа пользователей рунета.

Почти у всех электронных СМИ и новостных агрегаторов преимущественно мужская аудитория (в среднем – в районе 55-65%), хотя есть и исключение в виде Mail.ru-news, где число читателей и читательниц практически идентично.

По данным Gemius, самая состоятельная аудитория – у Inosmi.ru: число посетителей с доходом выше 60 000 рублей на члена семьи здесь равняется почти 40%. Напротив, у rusplt.ru наиболее высокая доля читателей с очень скромным достатком (от 5 до 15 тысяч в месяц на человека): таких здесь 56%. Месячный доход половины посетителей «Яндекс-новостей» Gemius определяет в диапазоне от 15 до 30 тысяч.

Евгений Чепурной, Sostav.ru