13.10.2011

«Русбренд» и ритейлеры выступили против антитабачного проекта Минздрава

Жесткие ограничения на курение и продажу табака беспокоят профессиональные организации

«Русбренд» и ритейлеры выступили против антитабачного проекта Минздрава
Иллюстрация Fotolia

Антитабачный законопроект Минздравсоцразвития снова подвергся критике со стороны профессионального сообщества. На этот раз свои замечания высказали "Русбренд", Национальная торговая ассоциация и Федерация рестораторов и отельеров. Организации обратились к премьер-министру Владимиру Путину и президенту Дмитрию Медведеву, пишет "Коммерсант".

Законопроект "О защите здоровья населения от последствий потребления табака" подготовлен Минздравом. Он предусматривает запрет курения в поездах дальнего следования, пассажирских судах дальнего плавания, в гостиницах, кафе, ночных клубах. Кроме того, вводятся тотальный запрет на продажу сигарет в ларьках и маленьких магазинах, ограничения по времени продаж и местам для рекламы. Документ вынесли на публичное обсуждение 19 августа. Свое мнение высказали и производители табака. Они заявили, что большинство предложений противоречат Конституции и выходят за границы требований конвенции ВОЗ. Сейчас законопроект проходит согласования в Минфине, Минпромторге, Минэкономразвития, Минсельхозе. Ведомства должны дать свои заключения до конца октября, после чего проект направят в правительство - скорее всего, до конца года. Его основные положения должны вступить в силу в 2014-2015 годах.

В Минэкономразвития рассказали, что их замечание касается запрета на продажи в ларьках и на демонстрацию табака в магазинах. Они предложат смягчить это требование, говорит директор департамента развития конкуренции министерства Марина Горохова. Другие ведомства в целом поддерживают законопроект в нынешнем виде. Так, Минфин согласен увеличить долю акцизов на табачную продукцию в структуре цены на табачные изделия не менее чем до 50%. Минсельхоз предложил "несущественные корректировки". В Минпромторге ситуацию не прокомментировали.

"Русбренд" находит избыточным запрет на продажу табачной продукции в нестационарных торговых объектах и небольших магазинах. Такая мера приведет к закрытию 120-150 тысяч ларьков и киосков по всей стране и к нерыночному перераспределению объемов продаж в пользу более крупных операторов торговли. Запрет на выкладку и демонстрацию табачной продукции в местах продаж противоречит действующему законодательству о защите прав потребителей, отмечает "Русбренд".

Рестораторов и отельеров волнует запрет на продажу табачной продукции в гостиницах и местах общественного питания и запрет на курение в таких заведениях.

По оценкам Nielsen, потребление табачных изделий в России в первом полугодии 2011 года достигло 142,146 миллиарда штук, на крупные города приходится 71,3%. Крупнейшим каналом продаж табака в городах являются ларьки, киоски и павильоны - через них продается более 44% табачных изделий. Остальные 22,4% продают сетевые супермаркеты и гипермаркеты, еще около 20% - открытые рынки и специализированные магазины, остальное - мелкосетевая розница.