Sostav.ru - КАРТ-БЛАНШ - God языка
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
КАРТ-БЛАНШ
Версия для печати

God языка

Февраль
Вторник, 6

Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос –
Бог сохраняет все; особенно – слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.

Иосиф Бродский

На вечеринку по случаю православного Рождества мой старый друг сетевой копирайтер Павел приехал ко мне со своим товарищем Димой, у которого на Севере издательский, пиаровский и еще какой-то бизнес (этот скромный провинциальный олигарх как раз гостил в столице). И вот когда было уже прилично выпито, съедено и наговорено, а иные гости даже начали разъезжаться, Дима вдруг спросил: «А что бы ты, Влад, сделал, если б тебе сказали: делай с русским языком все, что тебе заблагорассудится?»

Признаюсь, не ожидал такого поворота событий. Наша рождественская встреча его как-то не предвещала. Я принялся лихорадочно размышлять. Я хотел показаться умным… или хотя бы остроумным… на худой конец, небанальным… однако не нашел ничего лучше, как заявить, что я бы оставил русский язык в покое. Уж точно, чего бы не разрешил, так это реформу с условным названием «Как слышится, так и пишется», парашют через «у». Еще не люблю все эти «превед», «медвед», «аффтор жжот», но, кажется, мода на коверкание слов благополучно вышла из моды, хотя даже такие достойные люди, как Леонид Парфенов, успели ей переболеть и наиграться... В общем, на вопрос северного гостя ответил малоубедительной отговоркой. Плана революции в кармане не было.

«А вот я бы, – твердо сказал северянин, – узаконил бы ненормативную лексику, то есть мат. Давно его пора разрешить к официальному употреблению».

«Ну, нет!.. – присвистнул ваш колумнист. – Только не это!»  

У меня сложное отношение с обсценной, то есть ненормативной лексикой и фразеологией. С одной стороны, прекрасно понимаю: сквернословие – язык демонов, гнилым словам не место в моей (твоей, его, а тем более, в её) речи. Мне, как и 80 % россиян, не нравится, когда матерятся по ТВ, в кино, в газетах, в Думе и других публичных местах (хотя прикольно!). Не нравится, когда барышня (да простят меня феминистки), решив, что ей «можно быть смешной, распущенной и не играть словами», обильно инкрустирует свою речь нецензурными перлами, как Настя Волочкова свое свадебное платье – кристаллами Swarovski. Мне противны матерящиеся тинейджеры. Впрочем, старики-матерщинники отвратительны не меньше.

Но, с другой стороны, я принадлежу к 70% населения РФ, которые, согласно статистике, время от времени говорят воспаленным языком, используя в своей речи эти самые нежелательные слова на «хэ», на «пэ», на «е»  и всевозможные производные от них. Более того, мне даже нравится иногда говорить так и только так, поскольку иначе в какой-то кромешной ситуации не скажешь. Да ведь и из песни (анекдота, цитаты) слова не выкинешь...

Вы, конечно, читали «Это я – Эдичка»? Помните последние абзацы, когда одинокий герой-неудачник сидит в дешевом отеле «на своем балкончике на облупленном стуле» и, вытирая слезы кулаком, шепчет матерные слова, что лучше и убедительнее всякой музыки? В том контексте Эдичка и не мог изъясняться иначе, все звучало бы фальшиво, искусственно, пошло…

Или более свежий пример – длинный матерный монолог капитана милиции о новом поколении в пьесе братьев Пресняковых «Изображая жертву».

Другое дело, что далеко не все владеют ненормативной лексикой с виртуозностью писателя Лимонова или упомянутых драматургов, филологов по образованию. Или Людмилы Марковны Гурченко (по Интернету гуляет пиратская запись, где великая певица матерится, дав петуха во время записи песенки «Пять минут». Какой подлец-звукооператор запустил эту запись – отдельная тема). По-моему, если с мата снимут табу, то многие былые, так сказать, абстиненты начнут материться подобно сержанту-интеллигенту в повести Довлатова «Зона»: путаясь в ударениях и спряжениях, употребляя не к месту, вынуждая сказать: «Такого  слова  в русском  литературном  языке, уж извините, нет...»

Я не люблю ненормативную лексику в стихах (даже у филигранного и артистичного Ивана Квасова). Не люблю – и не читаю, а уж прочитав, не требую это запретить. Поскольку опять-таки понимаю, что есть моменты, когда стихотворцы просто хулиганят и похабничают, а есть – когда невозможно не зарифмовать «б…ь». Это «когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке».

Мой товарищ талантливый саратовский поэт, лауреат премии им. Гумилева Игорь Алексеев серьезно болен (и пользуясь случаем, даю здесь ссылку на его счет, если кто-то сможет помочь, поступит хорошо – http://www.litsovet.ru/index.php/news.read?news_id=5654). И вот в его стихах и новеллах последнего времени немало крепких, жестких, грубых слов. А что вы хотите – после химиотерапий, после невозможности жить прежней жизнью... Так вот Игорь заметил в одном интервью: «Мат для меня не является чем-то принципиальным. Это не пижонство, не средство эпатажа. Просто есть ситуации, в которых мат становится единственным адекватным способом выражения эмоций. В той же «Желтой тетради» треть стихов написана матом. И эта книжка, между прочим, целиком посвящена моей жене. Но она не обижалась, она понимала, что это писал человек, который находится в истерике, точнее, в ее крайней точке... Вообще ненормативная лексика – это грех. Когда ты произносишь матерные слова, тебя покидает твой ангел-хранитель. До поры до времени я матерился на работе, как песню пел. Потом перестал. Сейчас даже в обыденной речи стараюсь не употреблять мата».

Так вот, повторяю: для меня приемлем мат в литературе, в театре, в кино. В текстах группы «Ленинград». Даже в живописи! Но я не понимаю и не принимаю мата или полумата, или намека на мат в рекламе. Потому что реклама – не искусство, а, простите за трюизм, двигатель торговли. Вы будете покупать у бранящейся торговки? Ну, разве что в голодный год…  

Конечно, «Евросеть» первой придет на ум с ее запиканными в радиорекламе ценами, от которых легко «ох…» И ее же из той же оперы – «Ни … себе, все – людям!» Но можно вспомнить и рекламу коктейлей Hooch, где были «оHOOCHенные фрукты», что, по мнению Федеральной антимонопольной службы, воспринималось как слово, сходное с ненормативной лексикой и нарушало «общепринятые нормы гуманности и морали». Можно вспомнить слоган, с которым появился на российском рынке журнал Maxim – «Издатый для мужчин». А, говорят, была еще реклама инструментов «…без даты». Или вот аудиоролик одного клуба, где посетителям непременно «дадут пиз…лей» (и ничего не запипикивали в том ролике).  

Весело? Вызывающе? Смешно? Экстремально? Креативно? Кайфово? Точное попадание в ЦА? «Теперь я знаю, кому поет певица Валерия». Ну, да... Я тут на днях был в «Пушкинском» свидетелем того, как какие-то телки, давясь своим попкорном, хихикали в пронзительнейших местах фильма «Вавилон» – там, где глухонемая девушка-японка обнажалась... Представляю, как эти пэтэушницы тащатся от «цены просто ох…ть». Каждому свое… 

2007 год объявлен в России Годом русского языка. Я не понимаю, что это такое и как надо на это реагировать? Может, кто-нибудь объяснит? Вот если б я был таджиком-гастарбайтером, то, наверное, купил бы словарь Ожегова и клал бы под голову вместо подушки, учил бы пословицы и поговорки, читал бы сказки Пушкина и спрашивал, как тот грузинский мальчик в фильме «Мимино»: «А что такое «тятя, тятя»?»

Но что делать русскому человеку, для которого родной язык, простите за каламбур, God всегда, в этот специальный год русского языка? Власть, которая данную инициативу проявила, кажется, тоже не в курсе. Во всяком случае, команды «мочить в сортире» тех, кто, допустим, публично выражается или говорит «звОнит» и «тортЫ», пока не поступало. Призывы «говорить по-русски правильно» вроде бы тоже не оглашают окрест. И традиционными социальными плакатами, от которых челюсти сводит,  с плохим дизайном и хорошими цитатами из классиков вроде «Но мы сбережем тебя, русская речь, великое русское слово», столица пока не обклеена. Но вот перетяжку со слоганом «Стразы для моей заразы» Чичваркину уже вряд ли разрешат повесить…

P.S. На днях Московский Дом книги проводит «Неделю деловой литературы». В рамках этой недели будет представлена и моя новая книжка «Креативная кухня», выпущенная издательством «Вершина».

Итак, автор встречается с читателями в пятницу, 9 февраля, в 17 часов – в Доме книги «Студент» (Калужская пл., 1, стр. 1, метро «Октябрьская»), и в воскресение, 11 февраля, в 16 часов – в Московском Доме Книги (Новый Арбат, 8, метро «Арбатская»). А во вторник, 13 февраля, в 20 часов пройдет презентация книги в Клубе на Брестской (2-я Брестская, 6, вход с 1-ой Брестской) в рамках Клубного дня ADCR. Приходите!   

   


07.02.2007 09:29 елки-палки inc
Эх, да что тут скажешь? все верно...
Влад, еще раз - удачных встреч с читателями и хорошей презентации!

07.02.2007 09:54 monja
Что касается Русского языка, я думаю что хоть тысячелетие его объяви , но наш народ,и я в том числе ,придерживаться рамок и правли не будет :) Власть сама переодически вставляет искраметные словечки которые сама наверное не понимает . То что запретили говорить УЕ не показатель.

Влад!!! За КУХНЮ спасибо , уже начал читать (ВЕРШИНЕ респект(извини что не по Русски:)).Я как всегда не устаю говорить о твоем таланте как журналиста , ты та нейтраль и та Вечная Швейцария при нейтралитете которой она всегда имеет свое взвешаное мнение и ни когда не диктует правлила :) кстати мама тоже прочитала правда раньше меня :) говорит что понравились некоторые моменты , интересные люди интересные мнения.

07.02.2007 10:15 bisser
(Russian knowledge required)
Ссылка
ну время такое...есть спрос - подогнали предложение - - камеди клаб кароче - матюки або крылати полтавськи высловы.

07.02.2007 10:45 Snoops
Больно уж похоже на письма Чичваркина
Дизайном имею в виду

07.02.2007 11:00 рецензия
неужели это так?
Ссылка

07.02.2007 11:04 )))))))
2 рецензия ;) - так, так

07.02.2007 11:44
Влад, все просто. Сильный язык - сильная империя. Посмотри тут Ссылка

07.02.2007 12:23 ГЛЕБ
русский язык надо оставить в покое! а на месте президента я бы объявил Год английского или итальянского языка. Россияне - самые безъязыкие. Раньше на ТВ были программы, обучающие иностранным языкам. Был даже такой канал - учебный. надо показывать иностранные фильмы с титрами, а не дублированные, по ТВ. но власти не очень выгодно, чтоб народ владел иностранными языками - будут читать и слушать то, что не надо.

07.02.2007 13:56 К Р Е А Т И Н
В поддержку обеих тем ("языка" и "книжки").
Влад, очень хорошо, что на обложке книги (первый клапан) Вы напечатали вариант своего стихотворения Dance or Die без матерного слова.
Я с Вами полностью согласен! :-)

07.02.2007 14:02 лиза
2 К Р Е А Т И Н: мат (полумат, недомат) в рекламе - он способствует продажам, по Вашему опыту? Вы любите ненормативную лексику, К.?

07.02.2007 14:09
если спросить у учителя русского языка,
есть ли в слове ЖЖОТ ошибки? он ответит НЕТ
ошибок, с точки зрения графики, нет
)

07.02.2007 14:09 Наши сети притащили
Кто о чем,а ВВ о книжке

07.02.2007 14:17 К Р Е А Т И Н
лиза, ну как Вам сказать... Я его не замечаю и не использую (никогда - ни в работе, ни "в быту"). Ну если, конечно, речь не идет о его публичном использовании, да еще и при детях! :-)

И "продажам"... Чего? Товара? Не знаю, нет у меня статистики. А вот "продаже" ИМЕНИ, ОБРАЗА - уж точно нет, ни только не способствуют, а как раз совсем наоборот.

07.02.2007 14:21 К Р Е А Т И Н
Для 07.02.2007 14:09
Когда мой младший учился писать (а делал он это самостоятельно, мы специально никак его к этому не подталкивали), то он как-то составил текст, в котором было слово "Арел". Моя жена заглянула в его листок, и сказала, что слово "орел" пишется через "О".
Он на секунду призадумался, а потом согласился: "Да, слово "орел" пиштеся через "о"... А слово "Арел" - ЧЕРЕЗ "А"! "

07.02.2007 15:00 Квасов Иван
Спасибо за филигранного и артистичного! Побольше бы меня так ругали (тут хочется поставить смайлик, но, помятуя борьбу за русский язык, сдержусь на всякий случай)

07.02.2007 15:10 Квасов Иван
Сам вопрос, который задал твой северный знакомец, очень странен. Как можно что-то делать с языком? Можно что-то законодательно разрешать или запрещать, можно агитировать население не говорить «ложить», ввести устные вступительные экзамены… Но языку на это совершенно, прости за слюноотделительную тематику, наплевать. Максимум возможного – говорить про кофе «он».

07.02.2007 15:11 Квасов Иван
Предлагаю слоган для Года русского языка. «Защитим русский язык от его носителей!» именно так я и понимаю функцию этой странной инициативы власти.

07.02.2007 15:19 Квасов Иван
Что до мата – во многом согласен. Он должен быть уместным, а это значит, что необходимо понимать границы его употребления.
Может быть стоит матерные передачи, книжки и фильмы как-то помечать, но боюсь, что эффект будет обратным…

07.02.2007 15:22 Сиреч
Влад, недавно поднятый спор вокруг буквы "ё". Как по Вашему, она нужна?

07.02.2007 15:27 Квасов Иван
Меня куда больше пугают мероприятия по защите русского языка, чем все преведы и ложить вместе взятые.
Предлагаю организовать акцию в защиту русского языка от инициатив власти по защите русского языка))

07.02.2007 16:06 шпионская поговорка
скольких людей знаешь — стольких языков стоишь

07.02.2007 16:34 Анна
Влад, спасибо Вам за эту статью.
Честно. Умно. Профессионально.

07.02.2007 18:08
2 Сиреч: недавно букве ё поставили памятник.

07.02.2007 18:13 максим
2 Наши сети притащили: это нормальный пиар. Бюджета на прямую рекламу и на всякие перетяжки у издательства явно нет. Разных книжек в магазинах много, надо бороться за читательское внимание всеми доступными средствами. Тем более, есть информационный повод - встречи с читателями, презентация...
Или вы просто завидуйте? Так клавиатуру в руки и пишите. Кто-то мешает?

07.02.2007 21:24 Егоров
Друзья, о чем мы спорим?
О том ли, что хорошо и что плохо?
Или о том, что продает, а что-нет?
Или о том, может ли это "плохое" продавать эффективнее, чем "хорошее"?
Чернь всегда была грязна на язык, мысли ее были убоги, следовательно и образы, наиболее удачно воспринимаемые ими, максимально приближены к таким мыслям и формам выражения этих мыслей. Массовая культура - это культура черни (прошу не путать с искусством), а реклама - это просто часть массовой культуры.
Меня часто упрекали в активном использовании ненормативной лексики в радиороликах. Но "Обувь 21 века" продавала именно матерщина и похабщина! Я ведь и другие, нематерные ролики им делал - так не продают ни х...!
Причем именно так, а не просто "не продают". Есть ведь разница!
Ну не отучишь ты материться пятнадцатилетнего тинейджера!
За все долгие столетия существования ненормативной лексики это еще никому не удавалось.
При этом мне удавалось создавать и довольно изящные ролики для Третьяковского проезда или МТС.
Владение матом - это ведь как владение речью.
Человек культурный и матерится культурно.
На протяжении последних 12 лет команда нашей студии бережно коллекционирует студийную матершину, создавая из нее причудливые коллажи. Этот проект еще известен под названием "е.. шишки-на!"
Могу дать ССЫлку...
Обсуждение закончено
Dolce Vita, 2011-2012 г.
Array
Карт-Бланш, 2007 г.
20.12Вадим Дымов: "Мы - нация жестких и грубых варваров" 
18
31.08Идиот ли твой клиент? 
56
24.08Ольга Фомина: откровения рекламного фотографа. Часть 2 
56
23.08Ольга Фомина: откровения рекламного фотографа. Часть 1 
69
31.07Golden Drum-07: больше золота! 
22
19.06«Счастливый Пушкин» 
17
14.06Родина сло(га)нов 
38
24.04Тефлоновый форум? 
15
05.04Берлин, креативный уик-энд. Часть третья 
12
30.03Берлин, креативный уик-энд. Часть вторая 
11
28.03Берлин, креативный уик-энд. Часть первая 
20
22.02Иркутская история: Москва слезам не верит 
26
15.02Иркутская история 
72
13.02Февраль 
49
07.02God языка 
25
22.01Банановая республика 
63
Карт-Бланш, 2006 г.
Array
Рек-тайм, 2005 г.
Array
Лига чемпионов, 2004 г.
Array
Влад-Салат, 2003 г.
Array
Васюхин по пятницам, 2002 г.
Array
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов