Исследовательская деятельность как возможность формирования профессиональной компетентности

2013-10-27 14:12:47 1710

Современное состояние развития общества требует от специалиста высокого уровня профессиональной компетентности. Компетентность специалиста в области образования объективно приобретает все большую актуальность благодаря усложнению и постоянному расширению социального опыта, увеличивающемуся уровню запросов социума.

Использование компетентного подхода основывается на понимании того, что прогресс человечества зависит не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности, предусматривает переход от понятия "человеческие ресурсы" к концепции "компетентность человека".

Формирование и развитие учебно-исследовательских умений создает условия для достижения в будущем значительно лучших результатов в профессиональной деятельности благодаря развитию соответствующих способностей (проектных, информационных, аналитических, коммуникативных и т.д.).

Поскольку организация научно -исследовательской деятельности осуществляется во время профессиональной подготовки будущих учителей, поэтому во время ее организации важно учитывать профессиональной направленности которая определяется как интерес к профессии и склонность работать педагогом.

Вместе с тем, согласно проведенным наблюдениям, влияние на формирование личности будущего специалиста научно - исследовательской деятельности не всегда ожидаемый результат. Одной из причин является ненадлежащая мотивация этой деятельности. Поскольку именно мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата, предполагаемой деятельности, действия.

Для исследовательской деятельности, прежде всего, необходимо заинтересовать студента работой, помочь выбрать проблему, над которой он будет работать на протяжении всего обучения.



Одним из мотивов научно-исследовательской деятельности является интерес. Исследовательская деятельность студентов способствует постепенному росту заинтересованности студента. От интереса к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и все более устойчивого направления личности на углубленное изучение различных дисциплин.

На начальном этапе студенты привлекаются к поисковой деятельности. Поисковая деятельность студентов направляется на изучение, сравнение, обобщение данных из различных научных источников, проверку их в определенных условиях, проведения сбора фактов в процессе наблюдений, элементарных экспериментов, оформление таблиц, составление структурно-логических схем.

Важно межличностное общение между студентом и преподавателем при осуществлении научно - исследовательской деятельности. Целенаправленная, духовно обогащенная взаимодействие преподавателя со студентами активизирует формирование высокого уровня коммуникативных умений и формирует определенный учебный коллектив как инструмент профессионального воспитания.

Общение преподавателя со студентами в процессе совместной научно -исследовательской работы не только способствует индивидуализации обучения, но и обеспечивает творческое сотрудничество преподавателя и студента, обеспечивает влияние личности преподавателя на рост профессиональной компетентности студента.

С учетом общей подготовки студентов, уровня их профессиональной компетентности следует предусматривать постепенное усложнение видов научно -исследовательской деятельности в течение обучения. Таким образом, складывается непрерывный комплекс научно - исследовательской деятельности студентов в течение всего учебного процесса: в процессе лабораторных, практических и семинарских занятий, производственной и преддипломной практики, курсового проектирования.

За время обучения студент должен развивать навыки самостоятельной творческой научной работы, сформировать свой круг научных интересов и потребностей, свободно владеть нормами и научно-методическими принципами экспериментальной и исследовательской деятельности.

Полученные в процессе научно - исследовательской деятельности знания, навыки и умения позволяют будущему учителю закрепить теоретические знания, самоутвердиться как личности, сформировать собственную позицию относительно профессионального роста, а соответственно имеет существенное значение для формирования их профессиональной компетентности.

Источник изображения: http://rustudent.com/psihosemanticheskoe-opisanie-struktur-professionalnogo-opyita-uchiteley-srednih-shkol/

Категории: Прочее