На рынке коксующегося угля не ожидается появления новых участников

2012-08-07 17:52:45 1838

Рынок угля делится на два сегмента: энергетические и коксующиеся угли. Энергетические угли используются в качестве топлива для ТЭЦ, ГРЭС и подобных предприятий. А коксующиеся угли используются в качестве сырья в металлургии.

Коксующийся уголь используется в виде металлургического кокса. Этот продукт получается в результате высокотемпературного разложения каменного угля, производящегося без доступа воздуха.

В большинстве случаев коксующийся уголь подвергается дополнительной переработке. Ее производят на обогатительной фабрике. Заменителями коксующегося угля выступают нефтяной или электродный пековый кокс. Подавляющее большинство металлургического кокса производится из каменного угля.

В маркетинговом исследовании рынка коксующегося угля в России приведены данные об основных производителях коксующегося угля.

Отечественный коксующийся уголь реализуется преимущественно через внутреннюю торговлю. В 2007-2011 гг доля внутренних продаж в структуре спроса на данную продукцию колебалась от 83% в 2007 г до 76% в 2011 г. Доля экспортных поставок достигла максимума в 2011 г, составив 24% от объема спроса.
В 2007-2011 гг внутренние продажи коксующегося угля в России снизились на 8%: с 58 до 53 млн т. Сокращение объемов продаж четко прослеживалось по мере наступления кризиса. Так, в 2008 г продажи снизились относительно предыдущего года на 6%, а в 2009 г – на 14% по сравнению с 2008 г. В 2008-2009 гг сокращение внутренних продаж коксующегося угля объяснялось снижением спроса на продукцию со стороны основного потребителя – черной металлургии.

Регионы основной добычи коксующихся углей, как указано в аналитическом обзоре рынка, располагаются на территории трех угленосных бассейнов: Кузбасского, Южно- Якутского и Печорского.

Примерно четверть всего объема произведенного коксующегося угля поступает на экспорт.

По прогнозам, в 2012-2016 гг продажи коксующегося угля будут расти в среднем на 1% в год, бурного роста продаж не предвидится. В 2016 г продажи составят 56 млн т, что превысит уровень 2011 г на 5%.

Выйти новым предприятиям на рынок коксующегося угля представляется достаточно сложным. Необходим значительный начальный капитал, а также длительный срок окупаемости создаваемого угледобывающего предприятия.

Поэтому рост рынка будет происходить за счет действующих предприятий.