Как продаются в России мотоциклы с учетом спада на автомобильном рынке?

2018-05-31 16:45:35 1366

Анализ рынка мотоциклов, мопедов и мотороллеров в России в 2013-2017 гг, прогноз на 2018-2022 гг

Росийский автомобильный рынок даже с учетом спада остается третьим по величине в Европе. А как продаются в России мотоциклы?

На фоне автомобильного рынка результаты сбыта мотоциклов нужно рассматривать в микроскоп: за прошлый год в России продано всего около 12 тысяч единиц двухколесной (или трехколесной) техники. Почти в 250 раз меньше по сравнению с автомобилями! В США ежегодно продается в 40 раз больше мотоциклов и скутеров, а в Италии, к примеру, — в 15 раз больше.

Но если авторынок России за все годы его существования с начала перестройки и до наших дней переживал и взлеты, и падения, то продажи подобной техники у нас пока что только растут. Первым официальным импортером двухколесных иномарок в России стала компания Пан­авто — в 1992 году она начала продажи мотоциклов Yamaha. Спустя четыре года, в 1996 году, «в белую» начали продавать мотоциклы BMW, а сейчас в России официально представлены почти все мировые производители мототехники. Некоторые марки, например, Triumph и Ducati, по-прежнему представляют у нас небольшие частные компании. Если Yamaha имеет более 120 салонов в России, то мотоциклы BMW продают всего 16 дилеров в 8 городах России, мотоциклы Ducati также можно купить лишь в 8 городах.

К сожалению, точные данные о продажах мототехники получить крайне непросто. Даже информация из ГИБДД помогает не всегда: не все мотоциклы ставятся на учет, особенно спортивные. Но нам удалось получить цельную картину, где учтены продажи всей техники, подпадающей под российское определение мотоцикла, то есть с двигателями рабочим объемом свыше 50 см3. А это не только дорожные мотоциклы, но и скутеры, и внедорожные двухколесные аппараты.

Лидером продаж в России была и остается Yamahaв. Правда, более половины из них — мотоциклы начального уровня YBR125 ценой менее 90000 руб. Второе место уверенно занимает Kawasaki — около 2000 мотоциклов, из которых более 800 составили малокубатурные аппараты с двигателями объемом менее 300 см3. На третьей позиции — BMW: 1725 штук. Поскольку вся двухколесная техника BMW оснащается двигателями рабочим объемом более 600 см3, по продажам крупнокубатурных аппаратов баварцы лидируют. Обычный ценник за BMW с двумя колесами немногим меньше, чем средняя цена купленного в России автомобиля — около 700 тысяч рублей.

Honda немного отстает от тройки лидеров: в прошлом году было продано 1540 мотоциклов, из которых малокубатурных лишь чуть более сотни. Активно захватывают рынок австрийские мотоциклы КТМ: за три года объем их продаж вырос с около 200 до более чем 900! Не отстает и «американская легенда» Harley-Davidson. Из оптимистичного ряда выбивается только Suzuki.

В целом, за минувшие пять лет мотоциклетный рынок России вырос более чем вдвое. А десять лет назад «белых» мотоциклов продавалось почти в пять раз меньше.

Кстати, сезонность в продажах мотоциклов выражена очень ярко: в период с марта по июнь расходится около двух третей продаваемых за год мотоциклов. Причем в силу специфики российского рынка многие дистрибьюторы не торопятся ввозить технику нового модельного года зимой. Дело в том, что в мотоцик­летном VIN-номере не «зашиты» данные о годе выпуска, и таможенники руководствуются простым правилом: вся техника, пришедшая на границу ранее марта, записывается как «прошлогодняя».

А какая двухколесная техника популярнее?

Около десяти лет назад лидерами продаж в России были круизеры, чуть позже пришла мода на скорость и спортбайки, но в результате российский моторынок приблизился к европейским стандартам. Основной объем продаж — практически треть — приходится на дорожные мотоциклы разного калибра. Набирают популярность туристические эндуро (около 20%) и недорогая малокубатурная техника. Постоянно растет доля макси-скутеров — на сегодня это менее 10% от общего объема продаж. Не снижается популярность «асфальтовых» туристичес­ких аппаратов — их продажи стабильно держатся на уровне 15%. А вот доля некогда популярных спортбайков сейчас составляет лишь около 10% от общего объема. Продажи всех японских круизеров не дотягивают и до 5%.

То есть мотоцикл в России все чаще становится предметом роскоши, а не средством передвижения. Так что рост рынка двухколесной техники на фоне падения продаж массовых автомобилей можно объяснить еще и этим, ведь так называемого премиум-сегмента кризис коснется в последнюю очередь.

Новый или подержанный?

Ввоз как нового, так и подержанного мотоцикла в Россию обходится «в копеечку»: помимо затрат на доставку и страховку техники, оплаты брокерских услуг и склада временного хранения импортер уплачивает таможенную пошлину в размере 20% от стоимости ввозимой техники и НДС в размере 18% от общей суммы. В результате ценник на мотоцикл в России практически вдвое выше, чем в США. Физические лица, ввозящие мотоцикл, находятся в более выгодном положении: для них таможенная ставка сос­тавляет 30%.

Сейчас без учета безымянных китайских аппаратов в Россию ежегодно ввозится примерно 30 тысяч единиц подер­жанной двухколесной техники, то есть объем импорта «б/у» в полтора раза выше по сравнению с новыми мотоциклами. Но ввоз подержанной техники стабилен, а продажи новых мотоциклов ежегодно растут на 15—20%, так что скоро ситуация может измениться.