Приветствую! Меня зовут Артём, я разрабатываю Telegram-ботов на платформе PuzzleBot и веду канал @ZharAgency. Там я делюсь кейсами, инструкциями и проверенными стратегиями применения ботов в бизнесе и для продвижения в Телеграм.
Практический кейс с результатами работы Telegram-бота за год: как влиять на рост отзывов и позиции в картах, сколько заявок и с какой конверсией собирает бот, как упростить внутренние процессы и улучшить клиентский сервис. И главное — результат в деньгах: показываем, сколько зарабатывает бот.
Материал будет полезен всем, кто работает в офлайн-бизнесе: хочет системно собирать обратную связь, получать бесплатный трафик из карт, наладить коммуникацию с клиентами и навести порядок в работе персонала. Даже если у вас бизнес в другой сфере — фишки легко адаптировать.
Заказчик обратился с задачей сбора обратной связи от клиентов и увеличения рейтинга в Яндекс Картах. Но, как это обычно бывает, в процессе обсуждения немного расширили функционал бота и на данный момент он выполняет следующие задачи:
Чтобы быстро и гарантированно увеличивать рейтинг компании в геосервисах воспользуйтесь следующей механикой: вы запрашиваете обратную связь у клиентов и в случае отрицательной реакции, просите написать отзыв внутри бота. Если получаете положительный отклик, то предлагаете оставить отзыв в картах.
Дополнительно можно мотивировать клиентов каким-то подарком за оставленный отзыв. В идеале бонус должен быть направлен на увеличение LTV, т.е. возвращение клиента и совершения повторной покупки.
Благодаря одновременному контролю положительных и отрицательных отзывов рейтинг растет быстрее, карточка компании поднимается выше в поиске, вы получаете бесплатный трафик из поиска и новых клиентов.
Клиентам предлагается выбрать балл от 1 до 5, где 1-4 относится к негативной реакции, 5 к положительной.
Негативный отзыв. Если клиент остался недоволен, его отзыв отправляется в группу для отработки. Так можно быстро связаться и разрешить ситуацию. Уведомление с отзывом содержит контакты, чтобы связаться с клиентом и отработать негативный случай.
Позитивный отзыв бот предлагает разместить на картах и, чтобы клиент мог получить подарок, а компания реальный отзыв, мы запрашиваем его скриншот.
Клиенты компьютерного клуба — это в большей степени подростки, которые иногда могут попробовать срезать углы и отправить недействительный скриншот, поэтому бот содержит проверку скрина админом клуба. Прежде чем начислить бонус, скриншот отправляется на проверку, и сотрудник может одобрить или отклонить отзыв.
Если человек отправит недействительный скриншот, админ его отклонит, и пользователь получит уведомление в боте. Это контролирует получение скидок на посещение клуба.
Есть и вторая проверка — отправить скриншот и получить бонус можно только один раз. Это защищает от двух возможных проблем: злоупотребление клиентами в получении скидок и подозрение на накрутку от картографических сервисов.
Один клиент — один реальный отзыв и никаких проблем с модерацией отзывов в картах.
Такая схема позволяет быстро вырасти в рейтинге и выйти в топ Яндекс Карт. Когда бот начал работу, у клуба был рейтинг 4,6, 6 отзывов и 6 оценок в Яндексе. За первый месяц получили следующие показатели: 23 отзыва, 24 оценки и рейтинг 5,0.
Бот работает уже год и сейчас у клуба
Всего получено почти 400 отзывов. Т.е. бизнес постоянно собирает новую обратную связь, а для геосервисов это важный сигнал качества компании. Регулярная работа по сбору отзывов обеспечивает высокие позиции в рейтинге, а значит больше клиентов, и для этого не нужно платить за рекламу.
Через бота можно связаться с администратором клуба, задать вопросы без необходимости звонить. Поколение Z это не любит, им проще переписываться.
Клиентам любого бизнеса комфортно, когда все находится в одном месте и бот становится такой точкой сбора: забронировать посещение, оставить отзыв, связаться с админом. Удобно, когда все в едином окне, тем более в Telegram, где мы и так проводим много времени.
Вся поддержка реализована в Telegram: клиент пишет в бота → бот пересылает сообщение в группу → администратор отвечает на сообщение в группе → клиент получает ответ в боте.
Этот способ наиболее быстрый и легкий, сотрудникам не нужно переключаться на какие-то другие сервисы, все в рамках мессенджера.
Заказчик не ставил задачу по сбору заявок, упор на это направление не делался, но так как клиенты все равно пользуются ботом, им удобно записываться на посещение клуба здесь же в Telegram.
Бот запрашивает у пользователя основные данные: желаемое время посещения, количество компьютеров, контакты и передает заявку администраторам, которые связываются с человеком и подтверждают бронь.
В итоге за год получили ~ 490 бронирований на посещение клуба.
У персонала компьютерного клуба есть ряд обязанностей, которые они должны выполнять в течение дня: обеспечение порядка в помещениях (игровые зоны, ресепшен, туалеты), проверка обновлений игр и внешнего вида администратора.
Бот содержит функционал, который напоминает выполнить эти задачи в указанное время и отправить фото-отчет или комментарий.
На выполнение каждой проверки отводится 15 минут, через 10 минут админ получает дополнительное напоминание, информирующее, что осталось 5 минут на прохождение проверки.
Когда проверка пройдена или не пройдена бот отправляет уведомление в группу. Так руководитель видит, как сотрудники выполняют свои обязанности без личного присутствия.
Количество и график проверок можно настроить под любую должность и режим работы.
В клубе созданы три сценария и в общей сложности бот 12 раз в сутки напоминает выполнить те или иные проверки. Все эти «где бейджик?», «наведи порядок на ресепшене», «когда проверял обновления игр?» — в прошлом. Сейчас сотрудников об этом спрашивает бот и информирует, если проверка не выполнена. А значит, управляющему больше не нужно следить за сотрудниками и постоянно напоминать сделать простейшие задачи.
Бот выполняет то, что не обязательно делать вручную, и освобождает место в голове руководителя. Получается простой и эффективный инструмент для решения конкретной задачи в бизнесе.
В кейсе постарался показать самые важные и результативные функции. Но бот содержит ещё много деталей, обеспечивающих его эффективную работу: сохранение пользователей в категории для последующих рассылок, сценарии с различными напоминаниями, повышающими конверсию в каждое действие, сбор статистики, отчёты для руководителя и многое другое.
За год ботом воспользовались 2100 человек, и 1300 из них остались подписаны.
Прислали ~ 360 скриншотов с отзывами. Средний балл по отзывам внутри бота — 4,8, а на картах — 5,0. Это говорит о том, что бот взял на себя часть негатива и не допустил публикации отрицательных отзывов.
Получили ~ 490 бронирований посещения клуба, конверсия в бронь — 23%
Пользователи в заявках указывают, сколько компьютеров и на какой срок они хотят забронировать, поэтому мы собрали все заявки, проанализировали и получили следующие данные:
В среднем в одной заявке бронируют ~ 2 компьютера на 5 часов.
Далее мы взяли тарифную сетку клуба, посчитали среднюю стоимость часа и получили примерно 683 000 ₽ выручки.
Цифры приблизительные, потому что не учитывают продления времени и покупку сопутствующих товаров в клубе. Скорее всего, реальный доход от заявок, полученных через бота, ещё выше. И, конечно, разработка бота многократно окупилась.
За год бот собрал сотни отзывов и помог занять топовые позиции в картах, принял 490 заявок на бронирование и заработал около 700 тыс. ₽, автоматизировал ежедневный контроль сотрудников и стал для клиентов удобной точкой входа.
Это действительно рабочий инструмент с измеримыми результатами: рост рейтинга, увеличение количества заявок, упрощение процессов и снижение нагрузки на руководителя и команду. И всё это — легко и просто, внутри Telegram.
Если вы владелец офлайн-бизнеса и до сих пор всё держите на звонках, в голове и на ручном контроле — значит, пора присмотреться к Telegram-ботам.
Если у Вас есть вопросы или хотите внедрить бота в работу своей компании, запишитесь на бесплатную консультацию оставить заявку. За 15-30 мин. расскажете о задачах, которые хотите решить с помощью Telegram-бота, а я предложу возможные пути реализации.