Когда Пётр I привозил в Россию иностранных мастеров — инженеров, медиков, кораблестроителей, ремесленников, — он заключал с ними не просто контракты.
У него был один принцип, почти не упоминаемый в учебниках:
Ни один мастер не имел права уехать из России, пока не обучит как минимум 5 русских учеников.
Это правило распространялось не только на военных инженеров или школу кораблестроения. Оно касалось практически всех технических и прикладных сфер.
И не было номинальным: соблюдение контролировалось лично Петром 1.
Почему?
Пётр прекрасно понимал:
• Пока знания не передаются внутри государства (а мы читаем компании) - это риск, а не преимущество
• Любая компетенция, не переданная людям на местах, — уйдёт вместе с человеком, как только закончится контракт.
💡Это решение было не просто про экономию или контроль.
Это была системная трансформация культуры управления знаниями и масштабирования знаний внутри государства.
В то время европейские ремесленные гильдии берегли секреты, мастер передавал их только сыну или избранному подмастерью.
А в России — мастер обязан был передать знания сразу пятерым. Это напоминает создание кадрового резерва внутри компании. Правда же?
🔔 Немного фактов, как распространялись знания и навыки:
• В 1714 году был издан указ: все дворяне обязаны отправлять сыновей на обучение грамоте и математике. Без этого нельзя было поступать на госслужбу.
• Любой иностранный кораблестроитель в Петербурге обязан был обучать русских плотников, чертёжников и навигаторов — с последующим отчётом.
• Мастера, отказывавшиеся обучать, лишались части жалования, или навсегда оставались в России (это касалось иностранцев).
То, что делал Пётр, сейчас назвали бы:
• развитием кадрового резерва
• построением системы обучения и наставничества,
• снижением зависимости от иностранных партнеров и подрядчиков
Ай да Петр 1, ай да стратег!
Подписывайтесь на мой тг канал: https://t.me/bizz_coach