Поколение альфа — наше будущее. Именно они через 10 лет станут одним из наиболее активных сегментов потребителей. Поэтому компаниям уже сейчас необходимо выработать стратегию по завоеванию их доверия. Совместное исследование агентств КОМРЕДА и КД показало, что паттерны внимания современных подростков значительно отличаются от предыдущих поколений. Мы расскажем, кто на самом деле влияет на поколение альфа и как компаниям подстроиться под новые модели потребления контента.
Еще 10-15 лет назад инфополе было однородным — все смотрели примерно одни и те же шоу, следили за одними и теми же блогерами, а главным каналом потребления контента был YouTube. Инфлюэнсеры набирали сотни миллионов просмотров на влогах, где транслировали свой быт, рассказывали о любимых вещах или косметике и посещали различные места. Компаниям было легко встроить нативную рекламу в такой контент — коллаборация с Катей Клэп или Сашей Спилберг гарантировала интерес к продукту.
Современные подростки сидят в соцсетях довольно много — 3-5 часов в день — но у них нет ярко выраженных лидеров мнений, которым они посвящают всё это время. Внимание подростков «дробится»: например, они могут потратить час на просмотр подкаста от любимого блогера, полчаса — на общение в Telegram-чате и еще полтора часа — на короткие видео. При этом, у них нет «любимого» канала потребления контента, которому они безоговорочно доверяют.
То же самое касается и блогеров — нельзя выделить топ инфлюэнсеров, за которыми следят абсолютно все подростки. Конечно, есть наиболее популярные блогеры, которых знают многие школьники — например, это Влад Бумага, Дмитрий Масленников, mr. Beast или компания «Импроком». Но, например, в нашем опросе они не заработали и 50% упоминаний. Из 248 опрошенных подростков 199 назвали совершенно других инфлюэнсеров, при этом ни разу не повторившись.
Учитывая это, брендам приходится усложнять медиаплан. Если раньше было достаточно дать рекламу у 2-3 крупных блогеров, то теперь приходится выбирать наиболее подходящих по тематике инфлюэнсеров и дробить бюджет, чтобы охватить минимум 10-20 каналов. Иначе реклама просто не будет эффективной.
Глядя на модели взамодействия подростков с контентом кажется, что их внимание слишком рассеянно. Однако это не так. Действительно, подростки с невероятной скоростью листают ленту рекомендаций и переключаются с одного канала на другой — но тем самым они формируют собственную картину мира из многочисленных видео, мемов, каналов и чатов. Это не хаос, а новая форма осмысленного потребления контента, где не блогер формирует мнение пользователя, а пользователь сам решает, что будет смотреть.
При этом, из рекламных форматов наибольшее доверие у подростков всё еще занимают рекомендации блогеров. А вот к пре-роллам перед видео или рекламным вставкам внутри роликов поколение альфа относится хуже. Что касается традиционных и любимых многими компаниями текстовых форматов — подростки и вовсе их не замечают.
Все эти особенности восприятия информации диктуют новые правила для маркетинга у поколения альфа:
Новое поколение значительно отличается от предыдущих, потому что превращается из пассивных потребителей контента в активных строителей своей собственной информационной сети. Из-за этого сложнее уловить их внимание и побудить что-то покупать. Нужно сначала завоевать их доверие, затем разбудить интерес — на каждом этапе важно быть искренним и вписываться в ценности подростков. Но если у бизнеса получится добиться благосклонности поколения альфа, то это обеспечит им успех на годы вперед.
Дарья Швалова, Агентство КОМРЕДА
Айта Лузгина, Агентство КД