За аббревиатурой CPL в рекламе стоит стоимость привлечения потенциального клиента. Этот показатель легко рассчитать, он применим к любой рекламной кампании в интернете на любом канале и является хорошим показателем успешности продвижения, особенно если рекламодатель оценивает его в контексте других маркетинговых данных.
CPL (расшифровка Cost Per Lead, «стоимость лида») – показатель для оценки эффективности онлайн-маркетинга, который демонстрирует, сколько рекламодатель платит в среднем за один лид. Так называют потенциального покупателя, который выполнил целевое действие (оставил контактные данные, оформил заявку, позвонил менеджеру и т.п.).
Обычно потенциальные клиенты предоставляют персональную информацию в обмен на что-то ценное, например, персональное предложение или скидку, бесплатную пробную версию или подробную информацию о продукте / услуге. Лид не обязательно станет клиентом, но вероятность этого выше, чем просто у посетителя, перешедшего на ваш сайт по ссылке. Поэтому и цена за лид выше, чем цена за клик (CPC, Cost Per Click), однако ниже, чем у цены за действие (CPA, Cost Per Action).
Но вернемся к рекламной метрике CPL (ЦПЛ), которую иногда ошибочно называют SPL (СПЛ).
Показатель CPL в маркетинге используется для оптимизации стратегий. Цель – снизить затраты на привлечение потенциальных клиентов. Вообще, CPL в рекламе – это один из ключевых показателей KPI при оценке эффективности маркетинговой кампании, цель которой – получить больше клиентов за меньшие деньги.
Как мы и сказали выше, CPL помогает маркетологам быстро оценить расходы на рекламу и эффективно распределять рекламный бюджет между наиболее результативными маркетинговыми каналами.
Поскольку привлечение потенциальных клиентов идёт не по одному маркетинговому каналу, а по нескольким, посчитать стоимость лида нужно для каждого: социальные сети, контекстная реклама на сайтах, email-рассылки и т.п.
Формула расчёта CPL проста: это сумма, которую рекламодатель потратил на маркетинговую кампанию, поделенная на количество полученных за эти деньги лидов.
Пример, как рассчитывать CPL: компания потратила на рекламу 10 000 рублей. В результате на сайт перешло 1000 потенциальных клиентов, но только 100 из них заполнили форму обратной связи. Стоимость лида составила 10000/100 = 100 рублей.
Из формулы понятно, что заранее узнать стоимость лида не получится. Сперва придётся запустить кампанию и только потом оценить её эффективность. В каких-то сферах более эффективным будет канал привлечения клиентов через социальные сети, а где-то лучше сработает email-маркетинг. Предварительный анализ может дать только примерные цифры.
Зная стоимость привлечения лида, можно скорректировать маркетинговую стратегию: если стоимость выгодная и кампания приносит прибыль (поток клиентов), то увеличить бюджет, а если канал оказался убыточным и неэффективным, отключить показы или скорректировать рекламную кампанию.
«Формула CPL проста: общие затраты на рекламу делятся на количество полученных лидов. Но важно помнить, что в расходы стоит включать не только прямую стоимость кликов, но и вспомогательные траты, например, оплату инструментов аналитики, CRM или зарплату менеджеров. Тогда показатель будет более честным».
Универсального показателя идеальной цены за лид, к которому могли бы стремиться все компании, не существует. Оптимальная стоимость будет сильно зависеть от ниши, специфики, конкурентной среды и целевой аудитории, а также размера компании, её годового дохода, бюджета на маркетинг и конечной стоимости предоставляемых ею товаров или услуг.
В таких отраслях, как финансы или недвижимость, ценность клиента обычно выше, что может служить основанием для более высоких вложений в пересчёте на лид, чем в розничной торговле или электронной коммерции.
Кроме того, CPL зависит от используемых маркетинговых каналов. Кода-то вложения в маркетинг были непомерно высокими. Но сегодня, благодаря использованию социальных сетей и других цифровых каналов, компаниям стало проще взаимодействовать с потенциальными клиентами, что снизило стоимость лида.
Определение «хорошего» CPL – это аналитический (а отчасти даже интуитивный) процесс. Если вы заметили, что CPL для конкретного рекламного канала значительно выше, чем показатель конверсии, возможно, пришло время от такого канала отказаться. А если CPL выше, стоит вливать в канал больше средств.
Вот почему определение и анализ затрат на каждый лид должны быть первым шагом к пониманию того, в правильном ли направлении расходуются деньги на рекламу.
Большинство маркетологов считают привлечение качественных лидов (Cost Per Qualified Lead, они же квалифицированные лиды или CPQL) одной из самых сложных задач. Поэтому компании ищут способы оптимизировать процесс и снизить стоимость привлечения одного потенциального клиента, тем более что высокая стоимость привлечения лида может истощить бюджет и затруднить получение прибыли от инвестиций.
Чтобы повысить эффективность рекламной кампании и снизить стоимость лида при сохранении конверсии, важно выявить и исправить следующие ошибки.
Привлечение пользователей, которые на самом деле не заинтересованы в ваших товарах или услугах, может привести к резкому увеличению цены за конверсию. Широкий или плохо настроенный таргетинг часто приводит к кликам от пользователей, которые вряд ли совершат покупку.
Некачественная сегментация аудитории, например отсутствие различий между новыми потенциальными клиентами и постоянными покупателями, тоже может привести к увеличению расходов.
Что можно сделать:
Реклама, которая не привлекает внимания или не доносит ваше предложение до пользователей, ведёт к низкой вовлеченности и высоким затратам. Невыразительные визуальные эффекты, слабый текст или нерелевантные сообщения могут привести к тому, что пользователи будут игнорировать вашу рекламу, а это напрасная трата показов и значительное снижение конверсии.
Что можно сделать:
Целевая страница – это место, где посетители превращаются в потенциальных клиентов, а значит, важно оптимизировать её для достижения максимальной конверсии. Даже самая эффективная реклама и высокий трафик не принесут результатов, если посадочная страница не цепляет посетителей. Медленная загрузка, перегруженный дизайн, запутанная навигация могут отбить у пользователей желание совершить какое-либо действие.
Целевые страницы (лендинги), которые не соответствуют посылу вашей рекламы или не представляют особой ценности, могут привести к повышению средней цены за конверсию.
Что можно сделать:
Кампании с очень общими/поверхностными настройками, например, с таргетингом на все возрастные группы, устройства или регионы, часто приводят к нерелевантным кликам и напрасной трате средств на рекламу. Кроме того, широкий таргетинг может привести к усилению конкуренции за рекламные места, что увеличит ваши расходы без качественных результатов.
Что можно сделать:
Работа с лидами, которые так и не стали реальными покупателями, – важная часть рекламной стратегии. Если вы не используете ретаргетинг, то, скорее всего, тратите слишком много на «холодных» потенциальных клиентов, конверсия которых требует дополнительных усилий.
Что можно сделать:
Если вы выделяете слишком много средств на оплату кампаний с низкой эффективностью или не инвестируете в кампании с высокой эффективностью, это может привести к повышению стоимости CPL. Кроме того, отсутствие постоянного мониторинга и оптимизации может привести к напрасным тратам и упущенным возможностям.
Что можно сделать:
Регулярно анализируйте показатели эффективности кампаний и перенаправляйте бюджеты с неэффективных кампаний на те, которые приносят результаты. Установите лимит бюджета, чтобы избежать перерасхода.
Проведение кампаний без тестирования может привести к проблемам в оптимизации. Без A/B-тестирования сложно определить, какие элементы ваших объявлений или целевых страниц приносят результаты, а какие неэффективны.
Что можно сделать:
Не во всех сферах модель CPL будет одинаково эффективна. Традиционно считается, что смысл тратиться на привлечение лидов есть в сферах, которые предлагают дорогостоящие услуги и товары, например:
Нерентабельно будет использовать модель оплаты CPL для книжных магазинов, фотостоков, магазинов канцтоваров или бытовой техники – бизнеса, где товары и услуги стоят недорого, а персонализированный подход не предусмотрен.