В 2004 году британский журналист Кристофер Букер выпустил книгу «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории». В ней он проанализировал тысячи произведений — от древних мифов до современных блокбастеров — и свёл всё буйство фабул к универсальным архетипам.
Плохая новость: ничего принципиально нового вы, скорее всего, не придумаете. Хорошая новость: и не надо! Ведь эти шаблоны работают веками. Да, удобно.
Человеческий мозг тратит в 10 раз больше энергии, чем всё остальное тело. Чтобы хоть как-то экономить ресурсы, он постоянно пытается угадать, что будет дальше. Зачем напрягаться, если можно соотнести новую информацию со старыми данными?
Каждый раз, когда вы слышите знакомую историю, мозг награждает вас порцией дофамина. И да, это та самая причина, по которой ваш ребёнок просит читать одну и ту же книжку перед сном. Снова и снова. И потом ещё раз снова. Ну, вы поняли.
Бонусом дарим вам идеи для подкастов
История о борьбе со злом. Герой сталкивается с чудовищной силой — драконом, тираном, маньяком, депрессией, корпорацией, внутренним демоном — и выходит победителем.
Классика: «Звёздные войны», «Чужой», «Беовульф».
Идеи для подкаста: побег из секты; учёные, победившие смертельный вирус.
История о восхождении. Герой начинает путь в унижении, бедности или неприметности, приходит к успеху, любви или признанию и раскрывает свой истинный потенциал.
Классика: «Золушка», «Билли Эллиот», «Джейн Эйр».
Идеи для подкаста: от гаража до IPO; от маленькой кофейни до сети по всей стране; от детства в трущобах до роскошной жизни в Голливуде.
История о миссии. Герой отправляется в путешествие за труднодостижимой целью, встречает по пути помощников и преодолевает препятствия.
Классика: «Одиссея», «Индиана Джонс», «Ледниковый период».
Идеи для подкаста: поиск инвесторов для стартапа, экспедиции учёных, спасательные операции.
Квест-подкаст «Искатели» — наш пример использования архетипа «Приключение». Мы сделали его специально для музыкального сервиса Звук, а теперь он доступен на всех подкаст-площадках. Проект рассказывает о великих путешественниках и первопроходцах. Хотя в подкасте мы говорим о конкретных личностях — Афанасии Никитине, Семёне Дежнёве и других — каждая история затрагивает универсальные темы: жажду познания, смелость перед лицом неизвестности, цену открытий. Эти мотивы понятны любому — и предпринимателю, и человеку творческому.
Ну и куда же без эмоциональной привязки? В «Искателях» мы используем мощь детских ассоциаций: школьные уроки географии, приключенческие книги — всё это создает позитивный эмоциональный фон и чувство ностальгии.
История камбэка. По своей воле или случайно герой попадает в незнакомую (часто враждебную) среду. Он проходит через испытания и возвращается домой изменённым. В отличие от приключения, здесь зачастую нет цели, как у самурая, и даже пути.
Классика: «Робинзон Крузо», «Алиса в Зазеркалье», «Назад в будущее».
Идеи для подкаста: жизнь после монастыря или тюрьмы; победа над болезнью или зависимостью.
Не просто хиханьки да хаханьки. Герои страдают от неправильно выбранного пути или взаимного непонимания, но в итоге их ждёт прозрение — свадьба — мир — дружба — жвачка.
Классика: «Гордость и предубеждение», «Сон в летнюю ночь», «10 причин моей ненависти».
Идеи для подкаста: как команды учились работать вместе; как переезд в новую страну чуть не разрушил семью; как случайное недоразумение привело к великому открытию.
История поражения. Герой совершает ряд действий, приводящих к краху. В центре повествования почти всегда находится разрушение: личности, отношений, репутации или мира вокруг. Счастливого финала не будет, но останется сильное эмоциональное впечатление и повод задуматься.
Классика: «Макбет», «Анна Каренина», «Реквием по мечте».
Идеи для подкаста: падение некогда успешных компаний и личностей — почему Kodak проспала цифровую революцию, из-за чего рухнула Theranos, как Мэрилин Монро стала богиней и жертвой своей эпохи.
История про второй шанс. Герой находится под властью проклятия или в плену собственных убеждений и может избавиться от них только благодаря действиям других персонажей или внутренним изменениям.
Классика: «Преступление и наказание», «Красавица и чудовище», «Гран Торино».
Идеи для подкаста: истории успешного ребрендинга и личных трансформаций.
Архетипические сюжеты — ваш золотой ключик к глубинным потребностям аудитории в предсказуемых и эмоционально значимых нарративах. И вот вам четвёртый совет: если у вас есть классная история для подкаста, но вы не знаете как её рассказать, приходите в студию «Терменвокс» — мы поможем упаковать её так, что слушатели не смогут оторваться.