С 1 сентября 2026 года российские вузы переходят на новую систему — в ряде направлений останется только специалитет. Это значит, что школьникам придётся раньше выбирать, чем заниматься в будущем. В такой ситуации особенно важно, чтобы дети успели попробовать себя в разных ролях, узнать, какие профессии бывают, и понять, что им действительно интересно. Такую возможность даёт совместный проект девелопера ПИК и школы «Летово». В этой статье эксперты расскажут, как устроены Лаборатории и чему они учат школьников.
В московских школах №338 и №2094 уже работают Лаборатории ПИК × Летово — пространства, где дополнительное образование выходит за рамки школьной программы. Здесь дети учатся применять знания на практике, пробуют себя в исследовательской работе и осваивают технологии, которые ещё недавно казались университетскими.
В школе №338 занятия сосредоточены на естественных науках. Ученики проводят опыты, решают нестандартные задачи, готовятся к олимпиадам и конференциям. Такой формат помогает им глубже понять предмет и заинтересоваться наукой по-настоящему.
Во второй школе, №2094, организован полноценный IT-полигон. Здесь школьники осваивают искусственный интеллект и работают с технологиями компьютерного зрения. Они программируют, управляют квадрокоптерами и учатся использовать нейросети для решения задач. Это требует сразу нескольких типов компетенций — инженерных, аналитических и исследовательских. Работая в команде над проектами, школьники узнают, как применять знания в реальных ситуациях, и получают первый профессиональный опыт.
Такая практика не просто расширяет кругозор, но и помогает ученику понять, что именно ему интересно, а значит, делает выбор будущей профессии более осознанным.
Дополнительные занятия в лабораториях не ограничиваются только технической частью. Ученики слушают лекции, посещают мастер-классы и встречаются с профессионалами. Это возможность узнать больше о современных профессиях и требованиях к ним, задать вопросы, которые не задашь в учебнике.
«Многие школы сотрудничают с городскими вузами и колледжами в реализации программ дополнительного образования. Курсы программирования, дизайна, журналистики или предпринимательства дают учащимся возможность получить практические знания и навыки, которые могут быть полезны в будущей карьере», — рассказывает Дмитрий Плужников, директор школы №338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева.
Такой подход позволяет ученикам не просто выполнять задания, а понимать, зачем они это делают — и какие горизонты перед ними открываются.
Дополнительное образование отличается от школьной программы. Здесь нет обязательных экзаменов и оценок, зато есть свобода для исследований и экспериментов. «На дополнительных занятиях есть время для расширения кругозора и развития метапредметных софт-скиллов», — говорит Павел Котин, руководитель разработки образовательных программ школы «Летово».
В школе №338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева 99% учеников с 5 до 18 лет посещают кружки. Это говорит о том, что дополнительное образование уже стало неотъемлемой частью школьной жизни — как для самих детей, так и для их родителей.
«Хорошая материально-техническая база школы способствует развитию дополнительного образования. Среди детей и родителей особенно востребованы техническая, физкультурно-оздоровительная и художественная направленности», — подчёркивает директор школы Дмитрий Плужников.
Понять, какие факультативы могут быть полезны, бывает непросто. «Применительно к факультативам ребёнку бывает сложно понять, что ему может дать какое-либо дополнительное обучение», — объясняет Павел Котин. В такой ситуации особенно важна роль педагога — того, кто хорошо знает структуру курса и может объяснить, какие навыки ученик получит.
Например, рассказать, что на IT-полигоне можно научиться работать с компьютерным зрением, управлять квадрокоптерами и использовать ИИ в реальных задачах. Это знание помогает ребёнку принять решение — не по названию курса, а по его содержанию.
При этом выстраивать жёсткий трек в дополнительном образовании не стоит. Важно, чтобы была структура в рамках базовой программы и рекомендации — в рамках факультативов. Такой подход позволяет сочетать направление и гибкость, а главное — даёт детям возможность пробовать, ошибаться и находить своё. Лаборатории ПИК × Летово как раз создают такие условия — где школьник может учиться в своём темпе, выбирать, исследовать и находить то, что действительно его захватывает.