"У тебя же идеальная работа!" - говорили мне друзья. Своя онлайн-школа программирования для детей, сотни учеников, крутые преподаватели. А я сидела в своем домашнем офисе и чувствовала, что что-то идет не так.
"Можно с вами поговорить?" - это сообщение от мамы Димы, нашего 13-летнего ученика, пришло в 8 вечера. "Сын говорит, что больше не хочет программировать. Говорит, это скучно и не для него."
Дима был одним из самых способных ребят на курсе Python. И его слова ударили под дых. Потому что я знала - дело не в нем. Дело в нас.
Мы увлеклись погоней за результатом. "Через 3 месяца ваш ребенок создаст свою первую игру!" - обещали мы родителям. И гнали детей по программе, забывая, что для них важнее процесс, чем результат.
Я вспомнила своего первого учителя информатики. Помню не его уроки, а то, как он верил в нас. Как разрешал экспериментировать и ошибаться. Как радовался каждой нашей, даже самой маленькой победе.
"Дим," - спросила я тогда, решив поговорить с ним лично, - "а что бы ты хотел создать, если бы мог написать любую программу?"
"Знаете, я хотел бы сделать бота для нашего школьного дискорд-сервера. Чтобы он помогал новеньким освоиться и отвечал на вопросы. Но это, наверное, слишком сложно..."
В его глазах загорелся тот самый огонек, который я так давно не видела у наших учеников.
Теперь у каждого ребенка свой путь. Кто-то создает игры, кто-то пишет ботов, кто-то увлекся веб-дизайном.
Раз в месяц дети работают над собственными идеями. Полная свобода творчества, мы только помогаем и подсказываем.
Их свежий взгляд и необычные идеи часто открывают нам новые подходы к преподаванию.
Но не потому что "надо", а потому что интересно
Они видят, как горят глаза их детей
Помните Диму? Он не только создал того бота, но и собрал вокруг себя команду таких же увлеченных ребят. Теперь они вместе работают над новыми проектами.
А недавно его мама написала: "Знаете, что самое ценное? Сын понял, что может создавать что-то важное для других. Это дороже любых оценок."
Детское образование - это не про "прокачку навыков" и "подготовку к будущему". Это про то, чтобы помочь ребенку поверить в себя и свои идеи прямо сейчас.
Иногда нужно перестать учить и начать вдохновлять. Потому что код, дизайн, технологии - это всего лишь инструменты. А главное - это огонь в глазах ребенка, который видит, что может изменить мир своими руками.
P.S. Тот разговор с Димой стал для меня лучшим уроком за все годы в образовании. Иногда нужно услышать "это скучно", чтобы найти путь к настоящему интересу.
А у вас был момент, когда пришлось полностью пересмотреть свой подход к обучению детей?