Если вы хотите продвигать товары, услуги или личный бренд, то у вас вряд ли получится без понимания основных медиатрендов. Рассказываем, о каких трендах идет речь, — мы подготовили эту статью на основе ежегодного отчета от компании Dentsu.
Отчет Dentsu включает 10 медиатрендов, которые важно учитывать уже сейчас, — остановимся подробнее на каждом.
Популярность ИИ растет колоссальными темпами. Всем известный ChatGPT был запущен в ноябре 2022 года, а уже сегодня продукт от OpenAI известен практически во всем мире. Он и его аналоги помогают создавать тексты, генерировать изображения, писать код и решать множество других задач.
Один из примеров того, как ИИ используется в медиа, — это перевод сайта Reddit на французский, испанский и другие языки. Еще через год компания планирует поддерживать до 30 самых популярных языков. И подобных примеров много. Duolingo использует GPT-4, чтобы повысить качество обучения, а в Spotify еще год назад появился AI-диджей — персонализированный гид по музыке, который учитывает все предпочтения пользователя.
Использование ИИ становится все более естественным в повседневной жизни, но по этому поводу есть и некоторые опасения. Большинство людей в опросах Dentsu (84%) указали, что опасаются распространения фейков, поэтому хотят, чтобы сгенерированный контент сопровождался соответствующим знаком.
Маркетологи активно тестируют и используют решения со встроенным ИИ — например, Google Performance Max. Но это далеко не все. Отчет Dentsu показывает, что 28% респондентов планируют внедрять искусственный интеллект непосредственно в рабочие процессы, связанные с продвижением, работой в медиа. Компании будут использовать ИИ для планирования, создания контента, анализа большого объема данных — тех же постов, статей и роликов конкурентов.
При правильном подходе возможности ИИ помогут:
Конечно, искусственный интеллект сам по себе не сделает работу эффективнее или проще. Его правильному использованию тоже нужно учиться.
Под микромоментами подразумеваются ситуации, когда пользователь так или иначе взаимодействует с брендом, продуктом, услугой. И чем больше таких моментов удается создать компании — тем крепче отношения с потребителем. В этом как раз помогает искусственный интеллект, который позволяет анализировать поведение каждого отдельного человека и настраивать для него персональные рекомендации, предложения. Задача бренда — либо создавать такие рекомендации, либо в них попадать.
А еще ИИ экономит время, если пользователь чем-то заинтересовался. Например, компания может настроить мгновенный ответ на сообщения либо подписку с помощью бота — и тогда потенциальный клиент получит нужную ему информацию без длительного ожидания.
Чтобы правильно использовать микромоменты, брендам придется проделывать большую работу, искать точки соприкосновения с клиентами на разных платформах, в соцсетях, мессенджерах. Хорошая новость в том, что многие действия и реакции на них можно автоматизировать.
Конечно, можно сказать, что это далеко не новый тренд. Но отчет Dentsu демонстрирует, что значение инфлюенсеров и различных сообществ возрастает с каждым годом. Компании, которые занимаются своим продвижением, понимают, что охватить всех потенциальных клиентов только с помощью одного-двух инструментов невозможно. Необходимо сотрудничать с блогерами, с разными сообществами, а также разрабатывать контент и рекламу с учетом интересов, особенностей этих сообществ.
Как раз по этой причине 85% директоров по маркетингу, опрошенных Dentsu, отметили, что планируют увеличить инвестиции в краткий контент (рилсы, шортсы) и прямые трансляции на разных платформах.
Особый интерес для маркетологов в 2025 году представляют онлайн-трансляции и сервисы, которые их поддерживают, — Twitch, YouTube, Netflix и другие. Такие трансляции интересны тем, что они привлекают большое количество зрителей с определенными интересами. А это означает, что рекламные интеграции при правильном подходе дают хороший результат.
Но и без прямых трансляций видеоплатформы обеспечивают большие возможности для продвижения. Причем объем рекламы можно регулировать в зависимости от бюджета компании. Крупные бренды не просто покупают рекламные вставки в чужие видео — часто они создают целые шоу или выступают спонсорами масштабных событий. Все это будет развиваться и дальше, в 2025-м.
Сейчас алгоритмы становятся важнейшим инструментом медиапланирования. Во-первых, они позволяют учитывать интересы пользователей, создавать под них рекомендации. Во-вторых, алгоритмы необходимы внутри процессов самой компании. Многие бренды ведут несколько социальных сетей, контактируют с пользователями на разных площадках, через мессенджеры. Все это должно быть единой системой. При этом пользователи, которые прикасаются к бренду, делают это по-разному — в зависимости от их интересов и от пути, который они проходят.
Чтобы взаимодействие компании и потенциального покупателя не превращалось в хаос, и нужны алгоритмы. Чем более продуманными и точными они будут — тем эффективнее результаты. Так что 2025 год — это год, когда маркетологи будут прикладывать немало сил, чтобы из десятков разных возможностей создать стройную систему, приносящую результат. Для этого нет единого шаблона, поэтому алгоритмы брендов разрабатываются индивидуально.
Ритейл-медиа — это формат, при котором рекламные объявления брендов размещаются непосредственно на площадках и в приложениях ритейлеров. Магазины и маркетплейсы предоставляют место, обеспечивают доступ к аудитории, помогают с тем, чтобы эта аудитория была целевой, а бренды получают возможность стать видимыми непосредственно в точках продаж.
По отчету Dentsu хорошо видно, что в 2025 году ритейл-медиа получит новый виток развития. Впрочем, это заметно всем, кто пользуется интернет-магазинами, приложениями для покупок и маркетплейсами.
Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.
Контекст, в котором взаимодействуют пользователь и бренд, с каждым годом становится все сложнее. Появляется больше площадок, растут возможности ИИ, добавляются внешние факторы, которые влияют на это взаимодействие. Чтобы создавать в таких условиях эффективную рекламу, нужно учитывать все больше и больше нюансов, поэтому сквозная аналитика — это тренд 2025-го и последующих лет. Она помогает выстраивать правильные алгоритмы, а еще учитывать новые метрики.
Относительно недавно такой метрикой стало время, в течение которого пользователь удерживает внимание на рекламном объявлении. Отчет Dentsu это подтверждает: 86% директоров по маркетингу соглашаются с тем, что внимание пользователей — один из самых важных показателей для медиа.
Сейчас мы вступаем в эру громких коллабораций и партнерств, которые способны изменить не только медиа, но и другие направления. Одна из ярких ситуаций — это сотрудничество компании OpenAI со СМИ. Она подписала несколько партнерских соглашений — с The Financial Times, Reddit, Der Spiegel и другими. Партнеры получили все возможности искусственного интеллекта и благодаря этому могут улучшать качество своего контента, вовлеченность пользователей.
Еще один пример — это объединение видеоплатформ, стриминговых сервисов. В какой-то момент подобных площадок стало слишком много, а зрители не хотят платить за несколько подписок одновременно. Чтобы решить этот вопрос, сервисы стали объединяться. Совместные проекты уже есть у Disney+, Hulu и Max, а также у Warner Bros. Discovery, ESPN и Fox.
Таких примеров много, а в 2025 году станет еще больше.
Даже при самом активном развитии технологий важно учитывать, что они не одинаковы по всему миру. На их использование влияют многие факторы: культурные особенности, финансовые возможности регионов, политическая ситуация, юридические требования, позиция регулирующих органов и многое другое.
Но и ограничения далеко не всегда становятся проблемой. В отдельных случаях они дают дополнительные возможности. Например, крупные платформы начинают создавать локальные продукты для относительно закрытых рынков и тем самым получают новую аудиторию.
Маркетологам важно понимать, что разрыв в технологиях может постепенно сокращаться или увеличиваться — это зависит от тех же факторов, которые мы перечислили выше. Так что необходимо следить за динамикой и держать руку на пульсе изменений.
Многие эксперты уверены, что 2025-й год — отличное время для того, чтобы повысить свое влияние в медиапространстве. Это непростая задача, которая требует системного подхода, глубоких знаний и многочисленных попыток. Но те возможности, которые есть сейчас, уже позволяют собрать вокруг себя лояльную, заинтересованную аудиторию, готовую платить вниманием за качественный контент.