Геймификация — это внедрение игровых механик во взаимодействие с целевой аудиторией для повышения узнаваемости бренда, вовлечения пользователей в коммуникацию и повышения лояльности. По данным исследований, игровой формат взаимодействия с потенциальными клиентами увеличивает прибыль компаний на 25–95%, повышает вовлечённость на 30% и показатели удержания — на 5%.
Один из инструментов внедрения геймификации в CRM-маркетинг — чат-боты в Телеграме. Меня зовут Русалина, я ведущий менеджер проектов EMAILMATRIX и в этой статье я расскажу, какие механики работают лучше всего, сколько они стоят и как избежать ошибок при их запуске.
Геймификация превращает даже пассивную аудиторию в активную и вовлечённую. Это происходит за счёт естественного человеческого желания поиграть, получить награду за свои действия, посоревноваться с другими.
Все маркетинговые результаты игровых механик прозрачны и измеримы. Можно отследить уровень вовлечённости, конверсии и удержания аудитории. Активность пользователей всегда под контролем: вы можете отслеживать их клики и глубину прохождения игр.
Одна из площадок для внедрения геймификации в общий маркетинг бренда — Телеграм. Он становится всё более популярным, особенно в условиях ограничений и запрета рекламы на нежелательных ресурсах. В марте 2025 года мессенджер набрал более 1 млрд ежемесячных активных пользователей, в среднем каждый из них проводит в нём 41 минуту.
В свою очередь, самый эффективный способ вовлечь аудиторию в Телеграме — чат-боты. Сегодня это уже не банальные роботы, которые через кнопки выдают ответы на вопросы пользователей. За счёт персонализированной подачи контента и разнообразия игровых механик чат-боты развились в мощный маркетинговый инструмент:
Игры в телеграм-боте — это объединение интерактивной подачи контента и простого интерфейса в привычной клиентам среде. Два этих преимущества вовлекают пользователей, укрепляют эмоциональную связь с брендом и приводят к долгосрочной лояльности аудитории.
Квизы и тесты
Одна из самых давних и простых механик. Наряду с классическими играми такого плана к ним также относятся «псевдоквизы»: тест-предсказание, «выбери свой архетип», «какой ты инвестор» и так далее.
В тестах пользователь отвечает на вопросы и в конце узнаёт свой результат. В зависимости от цели геймификации и от этапа клиентского пути можно выдавать игроку промокод за прохождение.
А чтобы получить предсказание, человеку вообще достаточно нажать одну кнопку — и он уже вовлечён во взаимодействие с брендом. Заготовить множество вариантов ответов можно самостоятельно заранее или с помощью ИИ.
Такие виральные форматы хорошо поддерживают взаимодействие с брендом и ненавязчиво напоминают о нём без активной продажи. Также квизы помогают сегментировать аудиторию и собирать информацию о пользователях.
Квесты
Для более глубокого погружения пользователей подойдёт связная история с этапами, заданиями и подсказками. Квест может быть очень простым и состоять всего из нескольких шагов или же длинным и проработанным, как интерактивное кино. Например, в зависимости от выбора игрока может меняться сюжет квеста и сценарий бота.
В квестах большое значение имеет хороший визуал: он помогает погрузить пользователя в атмосферу и вовлечь в игру. В этом также помогают голосовые сообщения и «кружки», но важно не переусердствовать с ними, чтобы геймификация не стала навязчивой и пользователь точно добрался до финала. В конце можно наградить игрока спецпредложением, чтобы у него был стимул участвовать и в других активностях компании.
Рандомайзеры
Хорошо подходят для добавления азарта при проведениях акций. Например, при отправке кубика в Телеграме он прокрутится и остановится на случайной грани. Каждая цифра может означать номер подарка для игрока или, допустим, какое-то предсказание — получается аналог колеса фортуны на сайте.
Вот список эмодзи-рандомайзеров:
Челленджи и марафоны
Эти форматы не всегда представляют собой геймификацию в чистом виде, но они могут содержать элементы игры. Например, можно присылать пользователям разнообразные задания, которые приведут их к какому-то результату или подарку.
Эта механика очень популярна в EdTech и в инфобизнесе: в дополнение к основному обучению пользователи чат-бота могут проходить мини-задания.
Рейтинги и баллы
Это хорошее дополнение к любой основной механике, которую вы используете в чат-боте. Если пользователи видят свой и общий рейтинги игроков, у них просыпается азарт и желание соревноваться. Это помогает получить повторные касания и более глубокое и длительное вовлечение аудитории.
Ностальгические форматы
Сегодня в чат-ботах можно реализовать многие старые игры — и благодаря общему тренду на ностальгию они отлично зайдут аудитории. Компании успешно используют «Сапёра», «Солитёра» и даже «Угадай, где приз».
Не стесняйтесь брать известные механики и адаптировать их под свой бизнес: клиенты оценят. Пример — «Крестики-нолики». Предложите пользователю посостязаться с ботом:
Задача геймификации — вовлечь пользователя в простую и понятную коммуникацию с брендом. Расскажу, как избежать самых распространённых ошибок при запуске геймификации.
Представьте, что вы запускаете геймификацию для бренда одежды. Ваша цель — быстро и дёшево рассказать о новой коллекции и собрать контакты пользователей. Вот пример сценария для такой кампании.
Чат-ботов может быть недостаточно, если нужно сделать более сложную геймификацию — например, добавить больше анимации или свободы в интерфейсе. В этом случае помогут миниапы (мини-приложения).
Миниапы отличаются от чат-ботов расширенным функционалом и более удобным форматом для пользователей. Они могут взаимодействовать с контентом не через текст или кнопки, а через сам интерфейс: добавлять товары в корзину, оформлять заказы и совершать другие целевые действия. И всё происходит в Телеграме: миниапы не требуют установки отдельных приложений или перехода на внешние ресурсы, они не занимают память устройства и обновляются без участия человека.
Чат-ботов может быть недостаточно, если нужно сделать более сложную геймификацию — например, добавить больше анимации или свободы в интерфейсе. В этом случае помогут миниапы (мини-приложения).
Миниапы отличаются от чат-ботов расширенным функционалом и более удобным форматом для пользователей. Они могут взаимодействовать с контентом не через текст или кнопки, а через сам интерфейс: добавлять товары в корзину, оформлять заказы и совершать другие целевые действия. И всё происходит в Телеграме: миниапы не требуют установки отдельных приложений или перехода на внешние ресурсы, они не занимают память устройства и обновляются без участия человека.
А стандартные элементы игр можно заменить на товары бренда, чтобы повысить их узнаваемость и привлечь внимание пользователя.
Стоимость игры зависит от её цели, идеи, наличия контента и заготовленного сценария. Вот минимальные цены на запуск основных форматов геймификации в Телеграме:
Геймификация в чат-ботах позволяет выделяться среди конкурентов и делает взаимодействие с брендом более запоминающимся. Это помогает повышать лояльность аудитории, нативно мотивирует её к покупкам и выстраивает долгосрочную эмоциональную связь.