10 ошибок при составлении ТЗ, которые убивают весь креатив

2025-06-03 18:16:13 Время чтения 11 мин 382

За 8 лет в креативной индустрии мы в Multiways успели поработать со множеством клиентов. В этой статье мы собрали главные ошибки заказчиков, которые убивают креатив, бюджет и нервы всех участников. Узнайте, как их избежать и сделать сотрудничество с агентством продуктивным и приятным.

1. Игнорировать аудиторию 

Как не надо: 

Ставить своё видение выше нужд целевой аудитории — это путь к качественному ролику! Правда, понравится он только вам, но это не так важно. Вы здесь хозяин, вам и решать, что нужнее компании и её клиентам. Ставьте задачу максимально широко: вам нужно и повысить узнаваемость бренда, и донести ценности, и увеличить продажи, и всё сразу.  

Сужать целевую аудиторию тоже незачем: охватим и подростков, и пенсионеров, и собачников, и мамочек в декрете. Ваш продукт нужен всем, вне зависимости от пола, возраста, политических взглядов! Кстати, это тоже можно добавить в ролик.

Как надо: 

Люди ценят адресную коммуникацию, в которой они слышат обращение именно к ним, их нуждам и чувствам. Поэтому исследование и сужение целевой аудитории необходимо: это позволяет чётче сформулировать ценности бренда и обзавестись пусть ограниченным, но максимально лояльным кругом клиентов, которые почувствуют, что вы обратились именно к ним.  

2. Быть слишком серьёзными в коммуникации

Как не надо: 

Серьёзно. Ещё серьёзнее. Максимально серьёзно. Вот так. Никаких шуток, мемов, двусмысленностей, эмоций и радости. Самоирония для дураков, пусть все знают, что тут работают взрослые важные люди!

Как надо: 

Относиться к себе слишком серьёзно – значит отрезать себе возможности для и здоровой самокритики и развития. Необязательно хохмить по поводу и без, но чуть больше открытости и лёгкости никому не повредит. 

3. Оглядываться на конкурентов 

Как не надо: 

Конкуренты же не дураки: раз у них нет нестандартных решений, значит, и вам не надо. Новые решения придумывают те, у кого старые плохие. 

На самом деле

Зацикливаться на чужих работах и повторять безопасные проверенные решения — верный путь к тому, чтобы слиться с конкурентами и стать неузнаваемыми. Анализировать чужой опыт и учиться на ошибках конкурентов полезно, но не стоит ограничиваться только ими. Будьте открытыми к новому и мыслите шире: иногда решение, которое перевернёт всю индустрию и сделает вам имя, может прийти из самых неожиданных источников.

4. Менять ТЗ по настроению

Как не надо: 

Вчера вы хотели сдержанный ролик в пастельных тонах, сегодня — в ярких, с анимацией и спецэффектами. Что будет завтра? Кто знает, но дизайнеру нужно будет среагировать и на это — не зря же вы ему платите. Пусть знает, что вы личность творческая и непостоянная.

Как надо: 

Мы все развиваемся и можем менять своё мнение, но точно не каждый день подряд. Прежде чем засыпать дизайнеров правками и переменчивыми пожеланиями, взвесьте все за и против, определитесь и утвердите концепцию. Мелкие правки по ходу дела – это нормально, но смена концепции на лету дурно скажется и на качестве работы, и на стоимости проекта, и на отношении к нему (а заодно и к вам) агентства.

5. Контролировать всё

Как не надо: 

Вы здесь главный. Без контроля жёсткой рукой исполнители расслабятся, обнаглеют, насчитают лишнего или затянут сроки. Участвуйте во всей коммуникации, требуйте регулярных созвонов, отчётов и оправданий. 

Как надо: 

У хорошего агентства, как, например, у Multiways нет цели вас обмануть, разорить или сделать пакость. Наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы вы получили качественный проект в срок, остались довольны и позже, возможно, вернулись к нам, чтобы воплотить новые идеи. Наша задача – по максимуму снять с вас загрузку по вопросам дизайна и выполнить задачу с минимальными материальными и эмоциональными затратами со всех сторон. Мы понимаем, что вы переживаете за своё дело, но излишний контроль забирает время и силы у всех участников, что сказывается на качестве работы.

6. Скрыть все детали

Как не надо: 

Зачем рассказывать лишние подробности? Вдруг эти сомнительные творческие люди передадут всё конкурентам или как-то иначе воспользуются вашим доверием. 

Как надо: 

Иногда техническое задание выглядит абстрактно, в нём мало информации, от которой можно оттолкнуться. Чем больше информации вы передаёте агентству, тем лучше оно представляют себе ваш проект и ваши потребности. А если вы боитесь за сохранность своих данных, будьте уверены: пункт о неразглашении добавлен в ваш договор не просто так. 

7. Запретить вопросы

Как не надо: 

Если подрядчикам непонятно ТЗ, то это их проблемы. Ограничьте, а лучше и вовсе запретите обращаться к вам за уточнениями.  Вы человек занятой, нечего беспокоить со всякими глупостями. Творческие специалисты на то и творческие специалисты: сами должны всё понять, разобраться и придумать.

Как надо: 

Без чёткой коммуникации качественный продукт не получится. Даже при грамотно составленном ТЗ, у дизайнеров могут возникнуть вопросы и уточнения. Тревожные звоночки раздаются в тот момент, когда подрядчик продолжает задавать те же вопросы, ответы на которые можно найти в ТЗ. 

8. Передавать видение каждого из коллег

Как не надо: 

Вы представляете компанию победившей демократии: каждое слово имеет равный вес, каждое мнение важно. Но вместо того, чтобы собраться вместе, обсудить идеи и выбрать лучшую (вы всё ещё занятой человек, помните?), просто передайте агентству все концепции сразу. Пусть ищут компромисс сами. 

Как надо: 

Если загрузить агентство противоречивыми и взаимоисключающими идеями, хорошего результата ждать не стоит. Чтобы сэкономить время, силы, и интеллектуальные усилия всех участников, заранее выберите одну концепцию и обсудите её с командой. Позаботьтесь о том, чтобы она отражала ценности вашего бренда. Сотрудники агентства могут предложить свои вариации этой идеи, но её основа должна быть заложена в вашем ТЗ. 

9. Указать нереалистичные сроки

Как не надо: 

Возможно, вы заработались и забыли вовремя проинструктировать команду. Возможно, вам кажется, что креатив — это просто и быстро. В любом случае ролик нужен вам был ещё вчера. 

Как надо: 

На хорошее предложение нужно время. К сожалению, какие сроки, такой и результат. Агентство не растягивает сроки намеренно, а исходит из своего опыта, составляя тайминг проекта. Даже если вы готовы доплатить агентству за ускоренную работу, нет гарантии того, что команда чисто физически успеет качественно воплотить все ваши идеи.

10. Просить просто сделать «вау»

Как не надо: 

Не объясняйте, что это «вау» значит конкретно для вас и вашей аудитории. Вам просто нужно, чтобы было круто, революционно, вирально и принесло побольше продаж. 

Как надо: 

За любым «вау» стоит тонкая и сложная работа с деталями, нюансами и контекстами, а также отчётливое сообщение, которое бренд посылает своей аудитории. Вы не обязаны разбираться в дизайне, но наработать базовую визуальную грамотность и научиться формулировать свои мысли необходимо, чтобы донести идею до подрядчиков и клиентов.  

Что в итоге?

Избежать ошибок и выстроить эффективную работу с агентством – вполне реально. Достаточно следовать простым, но критически важным правилам коммуникации, планирования и доверия:

  1. Грамотная коммуникация и доверие друг к другу — основа для качественной и эффективной работы.
  1. У агентства нет задачи навредить вам — наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы построить с вами долгосрочные тёплые отношения.
  1. Развивайте насмотренность и учитесь формулировать свои мысли — это поможет общаться с подрядчиками.
  1. Уважайте чужой труд: команда агентства знает своё дело, но не сможет работать с противоречивой информацией и взаимоисключающими правками.
  1. Будьте реалистом: качественная работа требует времени и сил.

Качественный креатив и продуктивное сотрудничество с агентством рождаются из чёткой коммуникации, взаимного доверия и уважения к экспертизе друг друга. 

А если вы уже готовы создать надёжное партнёрство на пересечении бизнеса и креатива, обращайтесь в Multiways.