Если текст нужно сдать «еще вчера», а по ощущениям там еще «поле непаханное», то эта статья для вас. Делимся практическими советами редакторов Demis Group, что упростят профессиональную жизнь с любыми текстами.
Редактирование или в точном переводе «приведение в порядок» — это улучшение текста на уровне формы и содержания.
Сюда входит целый комплекс задач:
Чтобы как можно скорее победить «чистый лист» и сделать самый сложный первый шаг, начните с первоначальной задачи. Любой текст начинается с ТЗ. Именно по нему можно понять, стоит ли вообще уделять время редактуре или лучше сразу вернуть текст автору.
Если «тест на ТЗ» пройден, то есть смысл начинать непосредственно редактирование текста. Какая цель на этом этапе? Максимально проверить текст на различные виды ошибок, мешающие пониманию основной идеи текста и искажающие форму изложения. Важно, чтобы текст был понятен и интересен целевой аудитории.
Например, если вы всю вступительную часть текста про диваны, посвящаете красивой, но длинной истории о том, как впервые пришли в мебельный магазин, то мало кто дочитает до сути. Даже заинтересованные в теме мебели в целом и диванов в частности люди подумают, что их время потрачено впустую, а пользы они здесь не получат.
Время и внимание читателя стоит ценить. Поэтому редактор всегда держит в голове, что коммерческий текст сильно отличается от художественного в подходе и структуре.
Разберем четыре уровня проверки текстов:
Вопросы к логике и структуре
Коммерческий текст должен быть структурирован по подтемам и понятно озаглавлен. Самое главное — единство оформления заголовков. По беглому взгляду должно дать понятно, о чем текст и что читатель узнает из каждого его блока.
На что обратить внимание в редактуре:
Проверка фактов
Если вы используете в тексте должности, статистические данные, юридические факты и имена собственные: например, ФИО, бренды, города, — верифицируйте все это в проверенных источниках. Также важно не просто сверяться с данными, но и указывать сами источники. Всегда есть шанс ошибиться в трактовке или выбрать ненадежный медиа-ресурс. Даже если сроки горят, лучше уделить этому время, потому что на кону репутация бренда.
Соответствие tone of voice бренда
Заказчик текста, как правило, задает нужный стиль повествования и прописывает в ТЗ, иногда прикрепляя референсы. Редактуру также важно учесть, что любой текст должен быть частью общего тона коммуникации бренда со своей аудиторией. Поэтому помимо конкретного ТЗ сверяйтесь с общими рекомендациями для всего tone of voice и отдельных площадок.
На что обратить внимание в редактуре:
Орфография, пунктуация, лексика и все остальное
Остается базовая проверка текста на грамотность. Соблюдение норм русского языка влияет на восприятие текста и самого бренда, поэтому чистотой и литературной нормой не стоит пренебрегать.
Задача редактора очень внимательно проверять построение предложений и словосочетаний, тавтологию, правильное употребление устойчивых выражений и художественных средств.
Пример: гулять в ветренную погоду
Правильно: ветреную
Пример: не знать где купить диван
Правильно: не знать, где купить диван
Пример: кукушка в зимнем лесу
Правильно: кукушки улетают на зиму
Пример: рекламная капмания
Правильно: рекламная кампания
Пример: дешевые цены
Правильно: низкие цены
Пример: SMM-маркетинг
Правильно: SMM — это уже маркетинг социальных сетей
Пример: подарим подарок
Правильно: разыграем подарок
Пример: индивидуальный подход и широкий ассортимент
Правильно: лучше перечислить конкретные предложения и количество вариантов
Пример: табличка с надписью делает вывеску более понятной
Правильно: табличка с надписью — это и есть вывеска, поэтому вывеска делает понятной саму себя
После ручной проверки текста можно воспользоваться дополнительной помощью — сервисами по проверке текста. Среди них можно выделить:
Важно: не злоупотребляйте сервисами и не доверяйте им проверку полностью. Это дополнительный инструмент после полноценной «человеческой» проверки.
Вместо выводов составляем «шпаргалку» в помощь редактору:
Применяйте советы опытных редакторов, проверяйте факты и успехов вам в редактуре!