Изменения в маркировке с сентября 2025 года

2025-08-28 13:24:35 Время чтения 8 мин 446

Осенью вступают в силу изменения в маркировке: завершение этапа маркировки остатков, внедрение ЭДО и поправки по категориям товаров.

В статье рассмотрим требования к маркировке с 1 сентября 2025 года, включая советы по подготовке к новым правилам.

Окончание переходного периода по маркировке остатков

Последний этап по реализации остатков товаров легпрома, парфюмерии и фотоаппаратуры завершается осенью 2025 года. После продажа товаров без маркировочного кода будет запрещена.

Также запрещается передавать товары партнерам или перемещать между торговыми точками, поскольку эти операции должны фиксироваться в системе «Честный ЗНАК». По итогу продукцию необходимо либо утилизировать, либо вернуть поставщику.

Обязательное использование ЭДО

Для всех участников маркировки действуют общие требования. Одно из них — работа через электронный документооборот (ЭДО). Все перемещения маркированного товара с осени должны фиксироваться в электронном виде. За счет этого становится прозрачным путь товара от производителя к покупателю. 

Поэтому все компании обязаны подключить ЭДО. Иначе, передача продукции будет считаться нарушением правил маркировки.

Для ИП использование ЭДО обязательно при работе с маркированными товарами. Без него невозможно подтвердить смену участника оборота и завершить операцию в системе «Честный ЗНАК».

Расширение обязательных реквизитов в коде маркировки

Изменения в маркировке с 1 сентября 2025 включают новые обязательные реквизиты структуры кода DataMatrix. Штрихкод должен содержать:

  1. Код ОКПД2 — классификатор продукции по видам экономической деятельности и необходим для правильного учета.
  2. Страну происхождения товара.
  3. Тип упаковки.
  4. Тип изделия.

Перед генерацией кода маркировки данные должны быть внесены без ошибок. Иначе система откажет в выпуске кодов.

Ужесточение санкций за нарушения

Изменения в маркировке в 2025 году приводят к более жестким правилам контроля. При систематических ошибках или игнорировании требований бизнес ожидает:

  1. Административный штраф: до 300 000 ₽ для юрлиц и до 10 000 ₽ для ИП.
  2. Конфискация продукции.
  3. Блокировка доступа к платформе «Честный ЗНАК».
  4. Приостановка работы онлайн-кассы.

Важно! Такие санкции применяются не только за умышленные нарушения, но и за технические ошибки. Например, неверно сгенерированные коды, сбои при передаче документов через ЭДО или отсутствие подтверждения ввода товара в оборот.

Интеграция с кассами и ОФД

Каждый факт продажи маркированного товара должен фиксироваться в режиме реального времени и передаваться в «Честный ЗНАК» через ОФД. Для этого следует технически подготовить онлайн-кассы к работе.

Кассовый аппарат должен поддерживать актуальный формат фискальных документов версии 1.2, иметь обновленное ПО и быть интегрированным с системой учета маркировки.

Если код товара не будет считан, продажа будет расценена как нарушение.

Без полноценной интеграции с системой учета маркировки компания не сможет подтвердить выбытие товара. В итоге это приведет к необходимости приостановить продажу маркируемой продукции.

Изменения по категориям товаров

Изменения в маркировке продукции коснутся всех участников товарооборота маркируемых товаров. Рассмотрим подробнее новые требования с осени 2025 года к каждой категории.

Изменения в маркировке легпрома 

В период с 31 июля по 31 октября 2025 года промаркировать остатки. 

До 30 сентября 2025 года ввести в оборот импортные товары, приобретенные до даты обязательной маркировки и выпущенные с 1 марта по 30 июня 2025 года.

К 31 октября 2025 года завершить процесс описания остатков, заказать и получить для них маркировочные коды.

До 30 ноября 2025 года ввести в оборот остатки товаров, которые находились в собственности на 1 марта 2025 года.

Подробнее про маркировку товаров легпрома в статье 

Изменения в маркировке кормов животных и ветеринарных препаратах 

С 1 сентября 2025 года для всех участников товарного оборота вводится объемно-сортовой учет (ОСУ). Производители, импортеры, розничные торговцы и интернет-магазины обязаны фиксировать в сопроводительных документах количество товара и его уникальный GTIN-код.

В этот же день начинается процесс вывода товаров из оборота через ККТ. Требование распространяется и на товары, реализуемые через облачную кассу.

С 1 ноября 2025 года вводится обязательная сверка объемов товаров с данными из электронных ветеринарных сопроводительных документов.

Немаркированные остатки кормов, введенные в оборот до начала обязательной маркировки, разрешается реализовывать до окончания их срока годности.

Подробнее про маркировку кормов для животных в статье

Изменения в маркировке медицинских изделий

С 1 сентября 2025 года начинается поштучный учет медицинских изделий — все участники оборота обязаны отчитываться о каждой единице продукции в «Честный ЗНАК».

С этого момента для отгрузки и приемки товаров необходимо использовать ЭДО. Все участники должны передавать информацию по каждой единице товара с кодом маркировки.

Изменения в маркировке бытовой химии и косметики 

С 1 октября 2025 года производители и импортеры обязаны наносить коды маркировки на косметическую продукцию и зубную пасту. 

Импортеры должны промаркировать товары, приобретенные до начала обязательной маркировки, но ввезенные после ее запуска. Для косметики и зубных средств этот срок продлен до 30 ноября 2025 года.

Остатки немаркированных товаров разрешается реализовывать до окончания их срока годности.

Подробнее про маркировку косметики и бытовой химии в статье 

Что делать тем, кто продает товары с маркировкой в интернете

Для продажи маркированных товаров онлайн обязательно использование облачной кассы. Она должна поддерживать ФФД 1.2 и разрешительный режим. Ее также необходимо интегрировать с системами ЭДО и «Честный ЗНАК». 

Электронные чеки должны формироваться на кассе с обязательными реквизитами и передаваться в ФНС через ОФД. Также кассовый документ должен включать тег маркировки [М]. 

Вывод

С 1 сентября 2025 года всем продавцам маркированных товаров (в том числе интернет-магазинам) необходимо:

  1. использовать онлайн-кассу с поддержкой ФФД 1.2, разрешительным режимом и реквизитом маркировки в чеках [М];
  2. подключиться к системе электронного документооборота;
  3. обеспечить интеграцию кассы с «Честным ЗНАКОМ» и ОФД;
  4. передавать данные по каждому товару при продаже, приеме, перемещении и списании;
  5. промаркировать остатки до установленных сроков по категориям.

Нарушения предусматривают штрафы до 300 000 ₽, блокировку кассы и конфискацию товара.