Осенью вступают в силу изменения в маркировке: завершение этапа маркировки остатков, внедрение ЭДО и поправки по категориям товаров.
В статье рассмотрим требования к маркировке с 1 сентября 2025 года, включая советы по подготовке к новым правилам.
Последний этап по реализации остатков товаров легпрома, парфюмерии и фотоаппаратуры завершается осенью 2025 года. После продажа товаров без маркировочного кода будет запрещена.
Также запрещается передавать товары партнерам или перемещать между торговыми точками, поскольку эти операции должны фиксироваться в системе «Честный ЗНАК». По итогу продукцию необходимо либо утилизировать, либо вернуть поставщику.
Для всех участников маркировки действуют общие требования. Одно из них — работа через электронный документооборот (ЭДО). Все перемещения маркированного товара с осени должны фиксироваться в электронном виде. За счет этого становится прозрачным путь товара от производителя к покупателю.
Поэтому все компании обязаны подключить ЭДО. Иначе, передача продукции будет считаться нарушением правил маркировки.
Для ИП использование ЭДО обязательно при работе с маркированными товарами. Без него невозможно подтвердить смену участника оборота и завершить операцию в системе «Честный ЗНАК».
Изменения в маркировке с 1 сентября 2025 включают новые обязательные реквизиты структуры кода DataMatrix. Штрихкод должен содержать:
Перед генерацией кода маркировки данные должны быть внесены без ошибок. Иначе система откажет в выпуске кодов.
Изменения в маркировке в 2025 году приводят к более жестким правилам контроля. При систематических ошибках или игнорировании требований бизнес ожидает:
Важно! Такие санкции применяются не только за умышленные нарушения, но и за технические ошибки. Например, неверно сгенерированные коды, сбои при передаче документов через ЭДО или отсутствие подтверждения ввода товара в оборот.
Каждый факт продажи маркированного товара должен фиксироваться в режиме реального времени и передаваться в «Честный ЗНАК» через ОФД. Для этого следует технически подготовить онлайн-кассы к работе.
Кассовый аппарат должен поддерживать актуальный формат фискальных документов версии 1.2, иметь обновленное ПО и быть интегрированным с системой учета маркировки.
Если код товара не будет считан, продажа будет расценена как нарушение.
Без полноценной интеграции с системой учета маркировки компания не сможет подтвердить выбытие товара. В итоге это приведет к необходимости приостановить продажу маркируемой продукции.
Изменения в маркировке продукции коснутся всех участников товарооборота маркируемых товаров. Рассмотрим подробнее новые требования с осени 2025 года к каждой категории.
В период с 31 июля по 31 октября 2025 года промаркировать остатки.
До 30 сентября 2025 года ввести в оборот импортные товары, приобретенные до даты обязательной маркировки и выпущенные с 1 марта по 30 июня 2025 года.
К 31 октября 2025 года завершить процесс описания остатков, заказать и получить для них маркировочные коды.
До 30 ноября 2025 года ввести в оборот остатки товаров, которые находились в собственности на 1 марта 2025 года.
Подробнее про маркировку товаров легпрома в статье
С 1 сентября 2025 года для всех участников товарного оборота вводится объемно-сортовой учет (ОСУ). Производители, импортеры, розничные торговцы и интернет-магазины обязаны фиксировать в сопроводительных документах количество товара и его уникальный GTIN-код.
В этот же день начинается процесс вывода товаров из оборота через ККТ. Требование распространяется и на товары, реализуемые через облачную кассу.
С 1 ноября 2025 года вводится обязательная сверка объемов товаров с данными из электронных ветеринарных сопроводительных документов.
Немаркированные остатки кормов, введенные в оборот до начала обязательной маркировки, разрешается реализовывать до окончания их срока годности.
Подробнее про маркировку кормов для животных в статье
С 1 сентября 2025 года начинается поштучный учет медицинских изделий — все участники оборота обязаны отчитываться о каждой единице продукции в «Честный ЗНАК».
С этого момента для отгрузки и приемки товаров необходимо использовать ЭДО. Все участники должны передавать информацию по каждой единице товара с кодом маркировки.
С 1 октября 2025 года производители и импортеры обязаны наносить коды маркировки на косметическую продукцию и зубную пасту.
Импортеры должны промаркировать товары, приобретенные до начала обязательной маркировки, но ввезенные после ее запуска. Для косметики и зубных средств этот срок продлен до 30 ноября 2025 года.
Остатки немаркированных товаров разрешается реализовывать до окончания их срока годности.
Подробнее про маркировку косметики и бытовой химии в статье
Для продажи маркированных товаров онлайн обязательно использование облачной кассы. Она должна поддерживать ФФД 1.2 и разрешительный режим. Ее также необходимо интегрировать с системами ЭДО и «Честный ЗНАК».
Электронные чеки должны формироваться на кассе с обязательными реквизитами и передаваться в ФНС через ОФД. Также кассовый документ должен включать тег маркировки [М].
С 1 сентября 2025 года всем продавцам маркированных товаров (в том числе интернет-магазинам) необходимо:
Нарушения предусматривают штрафы до 300 000 ₽, блокировку кассы и конфискацию товара.