С введением обязательной маркировки работа интернет-магазинов усложнилась. Предприниматели обязаны соблюдать правила передачи данных в систему «Честный ЗНАК», правильно формировать чеки с реквизитом маркировки и учитывать способ расчета. Нарушения могут привести к штрафам или блокировке продаж на кассе.
В этой статье разобрали, что должны знать владельцы интернет-магазинов про маркировку, чтобы продавать маркированные товары без проблем с законом.
Маркировка — это уникальный идентификационный код, который присваивается каждому товару. Коды маркировки наносятся на упаковку, ярлыки, этикетку, а после фиксируются в системе «Честный ЗНАК».
Есть два способа нанесения маркировки — через штрихкод DataMatrix или RFID-метку. В них кодируется информация о сроке годности, составе, производителе, а также документация, подтверждающая соответствие товара стандартам качества.
Коды Data Matrix формирует и предоставляет только оператор системы маркировки по запросу производителя. Это платная услуга, стоимость одного кода — 50 копеек (без НДС). Приобретается код для каждого товара.
Цель маркировки — снизить количество контрафактной продукции на рынке, обеспечить надлежащий контроль и прозрачность на всех стадиях перемещения товара — от производителя до покупателя.
С маркировкой взаимодействует каждый участник товарооборота:
Маркировке подлежат следующие категории товаров:
1. Одежда
2. Обувь
3. Косметика и духи
4. Вода
5. Корм
6. Бытовая химия
7. БАДы
8. Велосипеды
9. Безалкогольные напитки
10. Молочная продукция
11. Текстиль для дома
12. Шины и резина
13. Фотоаппараты
14. Растительное масло
15. Мед. изделия
16. Детские игрушки
Полный список товарных групп представлен на сайте «Честного ЗНАКа».
Онлайн- и офлайн-продавцы при работе с маркированным товаром должны иметь:
Ко всем участникам маркировки есть общие требования. Работа через ЭДО (электронный документооборот) — одно из них. Все передвижения маркированного товара фиксируются в электронном виде между участниками цепочки через ЭДО. Благодаря этому маршрут товара, от производителя к покупателю, становится прозрачным.
Для передачи информации о маркированной продукции в систему «Честный ЗНАК» используется универсальный передаточный документ (УПД). При отгрузке товара поставщик сканирует коды маркировки каждой единицы товара и в системе ЭДО формирует УПД с указанием этих кодов. Документ подписывается КЭП и через оператора ЭДО направляется продавцу. Информация о переходе товаров к новому участнику цепочки автоматически передается в систему мониторинга «Честный ЗНАК».
Если интернет-магазины продают маркированный товар, то их касса обязательно должна поддерживать актуальный формат фискальных данных 1.2 (ФФД 1.2) и разрешительный режим.
Для работы с маркировкой онлайн-магазинам подходит облачная касса. Она совместима с ФФД 1.2 и разрешительным режимом.
Важно! Не каждый провайдер облачной кассы осуществляет поддержку работы с маркировкой.
Таким образом, для продажи товаров с маркировкой в интернете надо активировать разрешительный режим на онлайн-кассе. Через него касса проверяет код маркировки, основываясь на данных «Честного ЗНАКа», после получения ответа продажа разрешается или запрещается.
Разрешительный режим включает в себя два вида проверки, которые позволяют работать как при наличии интернета (онлайн-режим), так и при его отсутствии (офлайн-режим).
Например, для облачной кассы Бизнес.Ру Онлайн-Чеки уже разработан алгоритм для проверки кодов маркировки в двух режимах:
После получения положительного ответа от «Честного ЗНАКа», облачная касса Бизнес.Ру формирует чек полного расчета с реквизитами маркировки и автоматически отправляет его покупателю и в ФНС.
В интернет-магазине большое значение имеет то, каким образом осуществляется покупка и оплата маркированного товара.
Сложность интернет-торговли заключается в разрыве времени между оплатой и получением товара. И тут возникают главные вопросы: «Сколько чеков формировать и что в них указывать?» и «В какой момент нужно отсканировать код маркировки и передать его в чек?». Все зависит от того, каким способом была произведена оплата:
Согласно приказу ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ надо сформировать 2 чека. В первом чеке (до передачи товара) необходимо указать способ расчета «ПРЕДОПЛАТА 100%», при этом код маркировки не включается. Вторым формируется чек полного расчета. В этот момент уже известен конкретный товар, который будет передан покупателю. С товара сканируется код маркировки, который автоматически добавляется в чек, отображаясь в реквизите.
Если клиент оформил заказ на сайте, но выбрал оплату при получении — в ПВЗ или через курьера, то он получает два чека. Первый формируется при оформлении заказа на сайте (до передачи товара). Второй — после фактической оплаты и получения товара. При этом второй чек обязательно должен включать код маркированной продукции.
Оформляется два чека. Первый — при получении частичной оплаты, с указанием способа расчета «ПРЕДОПЛАТА». Второй — выдается при получении товара, с указанием способа расчета «ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ». В нем отражена сумма с учетом ранее внесенной предоплаты и обязательно включен код маркировки.
Код маркировки во всех случаях указывается во втором чеке — при полном расчете. Перед выдачей товара покупателю сотрудник сканирует код маркировки с конкретной единицы товара — и этот код автоматически добавляется в чек.
Почему нельзя добавить код маркировки в первый чек? Потому что на этапе оформления заказа неизвестно, какой именно экземпляр товара со склада будет выдан. Именно поэтому маркировка фиксируется только во втором чеке, когда клиент получает конкретную единицу товара.
Если интернет-магазин пользуется услугами посредников, например, отправляет товар через службу доставки — процесс продажи маркированных товаров усложняется.
Передавая товар службе доставки, продавец должен сформировать первый чек с кодом маркировки и признаком расчета «постоплата» или «кредит» (зависит от условий сделки). Это будет чек предварительной оплаты, он подтверждает передачу товара посреднику.
Когда покупатель получает заказ, служба доставки обязана сформировать второй чек. Он отражает факт полной оплаты и содержит признак расчета «полный расчет». Данные о выбытии маркированного товара уходят в ФНС через кассу посредника.
Если использовался наложенный платеж, то чек формируется не сразу. Продавцу надо внести информацию о выбытии товара в личном кабинете «Честный ЗНАК» (в течение 3 дней после передачи заказа). В ЛК указывается способ учета — экземплярный по кодам маркировки, а причиной вывода из оборота считается дистанционная торговля.
Когда клиент получает духи, второй чек с признаком расчёта «полный расчёт» оформляет уже служба доставки.
Размеры штрафов за продажу маркированного товара зависят от типа организации и характера нарушения:
Должен ли интернет-магазин работать с маркировкой?
Да, если в интернет-магазине продаются товары, подлежащие обязательной маркировке (обувь, одежда, вода, парфюмерия, косметика). Продавец обязан соблюдать требования системы «Честный ЗНАК». Это означает, что каждое выбытие маркированного товара должно быть зафиксировано и передано в систему, даже если продажа происходит онлайн. Также всем покупателям должен быть отправлен кассовый чек с реквизитом маркировки.
Что такое маркировка товаров?
Маркировка товаров — это процесс нанесения на каждую единицу товара уникального шрихкода, который считывается при каждой операции: передаче товара от производителя продавцу, продаже на кассе. Благодаря маркировке можно отследить оригинальность товара, исключить контрафакт в продаже и защитить права потребителей.
Какое оборудование и ПО нужно для продажи маркированного товара?
Для работы с маркировкой интернет-магазину потребуется:
Что такое «Честный ЗНАК»?
«Честный ЗНАК» — это национальная система маркировки и прослеживания продукции, созданная для контроля движение товаров, подлежащих обязательной маркировке. Мониторинг проходит по всей цепочке: от производства до продажи потребителю. Все участники оборота обязаны передавать в «Честный ЗНАК» информацию о вводе товара в оборот, его продаже, выбытии.
Как оформить возврат маркированного товара в интернет-магазине?
При возврате маркированного товара продавец должен:
Как быть, если покупатель оплатил товар, но не забрал?
Если товар был оплачен, а чек сформирован, но клиент не забрал товар, то интернет-магазин должен: