Новая вкладка «Вы», персонализированный контент и ИИ-функции — недавнее обновление Google Play стало одним из самых крупных за последние годы. Вместе с экспертами разбираемся, как это повлияет на видимость приложений и стратегии продвижения внутри стора.
Google Play планомерно идет к своей цели стать «more than a store». Последние обновления превращают магазин приложений в полноценную платформу для взаимодействия с контентом.
Появилась новая вкладка «Вы», которая напоминает личный медиахаб. Здесь объединены подписки, рекомендации, награды и игровой профиль. Все, чтобы создать у пользователя ощущение, что стор знает его привычки. Например, Google активно интегрирует рекомендации от ИИ: подсказывает новый сериал, напоминает о начатой книге или предлагает продолжить игру.
Вкладку «Приложения» дополнили новыми развлекательными пространствами. Они формируются из контента приложений на основе сезонных событий и интересов пользователя.
Однако самые заметные изменения связаны с играми. Страницы игр теперь содержат больше информации: текущие события, анонсы разработчиков, а также данные об активности пользователя — его прогрессе и достижениях. Появляются Play Games Leagues — игровые лиги, где можно соревноваться с друзьями.
Вероятно, новые плейсменты изменят привычное распределение органического трафика в Google Play: часть внимания пользователей уйдет в новые разделы и персональные рекомендации.
Обновления уже доступны в некоторых регионах, и постепенно их география будет расширяться.
В целом от обновлений выигрывают пользователи, так как они получают более качественные рекомендации и удобный стор. Разработчикам потребуются дополнительные ресурсы (и бюджеты!), а ASO-специалистам — более продуманные стратегии и постоянная работа с продуктом, а не простое ASO по ключам.
ASO превращается в AEO (App Experience Optimization): фокус смещается на персонализированный пользовательский опыт, алгоритмы становятся еще более целеориентированными.Для эффективной работы в будущем нужно четко ответить на вопрос: «Какую задачу решает мое приложение?» — и, уже отталкиваясь от этого, выстраивать свою ASO-стратегию. Из текущих анонсов видно, что в ближайшем будущем для попадания в топ базового «поработать с ключами» уже будет недостаточно.
Google стремится сделать поиск в сторе более простым и интуитивным. С новой функцией Guided Search пользователю не нужно вводить точное название приложения — достаточно описать цель, например: «найти жилье». ИИ анализирует запрос и группирует результаты по категориям: покупка и продажа недвижимости, бронирование апартаментов и так далее.
Фактически алгоритмы Google теперь ориентируются на намерения пользователя и контекстуальную релевантность. А чтобы ИИ правильно понял, в каких случаях рекомендовать приложение, важно дать ему эту информацию прямо в метаданных. Так, из описания должно быть ясно, какие задачи решает приложение и чем полезно для пользователей.
Отдельный вопрос, какие шансы у небольших приложений попасть в топ ИИ-выдачи и конкурировать с известными брендами. Здесь эксперты расходятся во мнении.
После анонса Guided Search появилось много гипотез — в основном о роли текстовых метаданных, а не о комплексном восприятии приложений алгоритмами.На скриншоте из официального анонса Google видно, что в ИИ-подборку попали популярные приложения с большой установочной базой, оптимально заполненными текстовыми полями, восемью скриншотами, большим количеством отзывов и высоким рейтингом. То есть проекты, которые хорошо оптимизированы под тематику и уже находятся в топах выдачи.В будущем мы сможем увидеть, какие приложения чаще попадают в ИИ-подборки, и оценим влияние именно текстовых метаданных. Но если предположить, что механизм Guided Search, как и обычные зафичеренные подборки, зависит от комплексной оценки страницы приложения, можно ожидать, что преимущество вновь получат уже популярные проекты.
Изменения, которые Google вводит в Play Store, переписывают правила ASO. Раньше оптимизация в сторах означала работу с текстом, скриншотами и рейтингом. Теперь это Guided Search и другие AI-факторы, которые будут работать не по ключам, а по намерениям пользователей (intent-based) и их вовлеченности. Алгоритмы будут учитывать множество факторов при ранжировании и определении видимости приложения.Для небольших продуктов, которые зачастую бывают более гибкими в плане UX-изменений, это может стать шансом обойти миллионников.То есть игра с 50 000 загрузками, но хорошим retention и UX сможет обойти миллионник с агрессивной монетизацией. Кроме этого, если разработчик будет активно работать с контентом в самом сторе (делать апдейты, акции, посты), Play Store будет продвигать приложение даже без рекламы. Таким образом, ASO-трафик теперь будет состоять не только из «поиска», но и из «фида с активностями».
Новые рекомендательные и AI-механизмы могут усилить эффект масштаба: чем больше у приложения пользователей и лучше метрики, тем легче ему попасть в рекомендованные. То есть мелким проектам будет труднее пробиться.Кроме того, AI-фичи и Guided Search меняют подход к ASO: важны категории, пользовательские намерения и задачи, а не просто ключевые слова. Оптимизация становится глубже и сложнее: анализ аудитории → семантика → задачи → тексты.Что можно сделать уже сейчас? Проверить описание своего приложения через Google Natural Language, переписать первые 2–3 абзаца под user intent (задача/выгода) и подготовить фрагменты контента для Guided Search — FAQ, задачи, use-cases.
Вместе с обновлениями стора Google представил программу поддержки разработчиков игр – Level Up. Ее участники получают дополнительные инструменты продвижения. Например, можно:
Все эти возможности доступны для проектов, которые соответствуют требованиям Google к удобству пользователя. Игра должна быть кроссплатформенной, сохранять прогресс при переходе между устройствами, и иметь систему наград.
Google дал разработчикам огромные возможности для продвижения игр, даже если это небольшие проекты. Те, кто будет активно использовать инструменты программы Level Up, однозначно увеличат свою видимость в сторе.Например, раньше не каждый мог получить доступ к Promotion Content из-за жестких требований по доходности и трафику. Теперь все участники Level Up могут запускать события – и чем активнее это делать, тем больше трафика можно забрать у конкурентов.Помимо этого, Level Up дает игропрому еще один рычаг влияния на retention. Множество инструментов программы направлено на то, чтобы геймеры дольше играли, чаще возвращались в понравившиеся игры и зарабатывали Play Points и другие бонусы.Еще программа открывает для ASO-специалиста новый плейсмент с демонстрацией контента – вкладку «Вы». Здесь игрок видит плоды работы специалиста без отвлекающих факторов, как в других разделах Google Play. Пока протестировать этот плейсмент технически невозможно, но оценить суммарный эффект от оптимизации этой области вполне реально.
Участие в программе Level Up дает мощный буст видимости, но требует серьезных ресурсов. Инди-разработчикам может быть сложно конкурировать с крупными командами. Здесь в качестве альтернативы вижу RuStore и другие альтернативные площадки, где пока нет таких завышенных требований и есть шанс пробиться даже с небольшим бюджетом. Возрастет значение контент-стратегии вокруг игры: регулярные события, новости, активность сообщества переходят из статуса «приятный бонус» в полноценный источник трафика.
Внимательно следить за официальными сводками Google об обновлениях в сторе. Изменения раскатывают поэтапно, поэтому стоит искать и изучать кейсы коллег, которые с ними уже столкнулись.
Полезно самому открыть Google Play и взглянуть на обновление глазами пользователя: как новая фича влияет на его опыт? Это просто косметическое изменение или что-то, что действительно меняет привычный user flow и способно улучшить метрики?
Не думаю, что сейчас стоит сломя голову менять метаданные. Главное – чтобы у приложения была подходящая категория, оптимально заполненные текстовые поля, хорошая графика, оценки и отзывы. А вот если оптимизация в Google Play не до конца проработана, самое время обновить ее под текущие стандарты.На мой взгляд, этот «новый» подход к оптимизации, о котором сейчас говорят, во многом уже перекрывается качественным текстовым ASO. Таким, где понятно прописаны, какие задачи решает приложение и в чем его ценность для пользователей, где есть низкочастотные запросы и описание адаптировано через Google Natural Language. Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы алгоритмы правильно считали контекст.