Как обновления Google Play меняют подход к продвижению игр и приложений: мнение экспертов

2025-11-06 16:03:59 Время чтения 13 мин 656

Новая вкладка «Вы», персонализированный контент и ИИ-функции — недавнее обновление Google Play стало одним из самых крупных за последние годы. Вместе с экспертами разбираемся, как это повлияет на видимость приложений и стратегии продвижения внутри стора.

Больше персонализированного контента и точек касания с пользователем

Google Play планомерно идет к своей цели стать «more than a store». Последние обновления превращают магазин приложений в полноценную платформу для взаимодействия с контентом.

Появилась новая вкладка «Вы», которая напоминает личный медиахаб. Здесь объединены подписки, рекомендации, награды и игровой профиль. Все, чтобы создать у пользователя ощущение, что стор знает его привычки. Например, Google активно интегрирует рекомендации от ИИ: подсказывает новый сериал, напоминает о начатой книге или предлагает продолжить игру.

Вкладку «Приложения» дополнили новыми развлекательными пространствами. Они формируются из контента приложений на основе сезонных событий и интересов пользователя.

Однако самые заметные изменения связаны с играми. Страницы игр теперь содержат больше информации: текущие события, анонсы разработчиков, а также данные об активности пользователя — его прогрессе и достижениях. Появляются Play Games Leagues — игровые лиги, где можно соревноваться с друзьями.

Так выглядит новая вкладка «Вы», игровой профиль пользователя и раздел Play Games Leagues

Вероятно, новые плейсменты изменят привычное распределение органического трафика в Google Play: часть внимания пользователей уйдет в новые разделы и персональные рекомендации.

Обновления уже доступны в некоторых регионах, и постепенно их география будет расширяться.

Юлия Барыкина
ASO Specialist, автор канала «ASOшник»
В целом от обновлений выигрывают пользователи, так как они получают более качественные рекомендации и удобный стор. Разработчикам потребуются дополнительные ресурсы (и бюджеты!), а ASO-специалистам — более продуманные стратегии и постоянная работа с продуктом, а не простое ASO по ключам.
Денис Демидов
Автор канала «In-App: Блог про мобильный маркетинг»
ASO превращается в AEO (App Experience Optimization): фокус смещается на персонализированный пользовательский опыт, алгоритмы становятся еще более целеориентированными.
Для эффективной работы в будущем нужно четко ответить на вопрос: «Какую задачу решает мое приложение?» — и, уже отталкиваясь от этого, выстраивать свою ASO-стратегию. Из текущих анонсов видно, что в ближайшем будущем для попадания в топ базового «поработать с ключами» уже будет недостаточно.

Поиск под управлением ИИ и его влияние на ASO

Google стремится сделать поиск в сторе более простым и интуитивным. С новой функцией Guided Search пользователю не нужно вводить точное название приложения — достаточно описать цель, например: «найти жилье». ИИ анализирует запрос и группирует результаты по категориям: покупка и продажа недвижимости, бронирование апартаментов и так далее.

Фактически алгоритмы Google теперь ориентируются на намерения пользователя и контекстуальную релевантность. А чтобы ИИ правильно понял, в каких случаях рекомендовать приложение, важно дать ему эту информацию прямо в метаданных. Так, из описания должно быть ясно, какие задачи решает приложение и чем полезно для пользователей.

Отдельный вопрос, какие шансы у небольших приложений попасть в топ ИИ-выдачи и конкурировать с известными брендами. Здесь эксперты расходятся во мнении.

Google показал, как будет выглядеть поиск с участием ИИ
Анастасия Ильиных
ASO Manager, Appbooster
После анонса Guided Search появилось много гипотез — в основном о роли текстовых метаданных, а не о комплексном восприятии приложений алгоритмами.
На скриншоте из официального анонса Google видно, что в ИИ-подборку попали популярные приложения с большой установочной базой, оптимально заполненными текстовыми полями, восемью скриншотами, большим количеством отзывов и высоким рейтингом. То есть проекты, которые хорошо оптимизированы под тематику и уже находятся в топах выдачи.
В будущем мы сможем увидеть, какие приложения чаще попадают в ИИ-подборки, и оценим влияние именно текстовых метаданных. Но если предположить, что механизм Guided Search, как и обычные зафичеренные подборки, зависит от комплексной оценки страницы приложения, можно ожидать, что преимущество вновь получат уже популярные проекты.
Денис Демидов
Автор канала «In-App: Блог про мобильный маркетинг»
Изменения, которые Google вводит в Play Store, переписывают правила ASO. Раньше оптимизация в сторах означала работу с текстом, скриншотами и рейтингом. Теперь это Guided Search и другие AI-факторы, которые будут работать не по ключам, а по намерениям пользователей (intent-based) и их вовлеченности. Алгоритмы будут учитывать множество факторов при ранжировании и определении видимости приложения. 
Для небольших продуктов, которые зачастую бывают более гибкими в плане UX-изменений, это может стать шансом обойти миллионников. 
То есть игра с 50 000 загрузками, но хорошим retention и UX сможет обойти миллионник с агрессивной монетизацией. Кроме этого, если разработчик будет активно работать с контентом в самом сторе (делать апдейты, акции, посты), Play Store будет продвигать приложение даже без рекламы. Таким образом, ASO-трафик теперь будет состоять не только из «поиска», но и из «фида с активностями».
Юлия Барыкина
ASO Specialist, автор канала «ASOшник»
Новые рекомендательные и AI-механизмы могут усилить эффект масштаба: чем больше у приложения пользователей и лучше метрики, тем легче ему попасть в рекомендованные. То есть мелким проектам будет труднее пробиться. 
Кроме того, AI-фичи и Guided Search меняют подход к ASO: важны категории, пользовательские намерения и задачи, а не просто ключевые слова. Оптимизация становится глубже и сложнее: анализ аудитории → семантика → задачи → тексты. 
Что можно сделать уже сейчас? Проверить описание своего приложения через Google Natural Language, переписать первые 2–3 абзаца под user intent (задача/выгода) и подготовить фрагменты контента для Guided Search — FAQ, задачи, use-cases.

Программа Level Up: больше возможностей для продвижения игр

Вместе с обновлениями стора Google представил программу поддержки разработчиков игр – Level Up. Ее участники получают дополнительные инструменты продвижения. Например, можно:

  1. показывать YouTube-видео об игре на вкладке «Игры» или прямо главной странице Поиска;
  2. рассказывать о новых событиях, предложениях и новостях игры на вкладке «Вы»;
  3. запускать промоакции с баллами Play Points для привлечения аудитории;
  4. получать расширенные отчеты по привлечению, удержанию и монетизации.

Все эти возможности доступны для проектов, которые соответствуют требованиям Google к удобству пользователя. Игра должна быть кроссплатформенной, сохранять прогресс при переходе между устройствами, и иметь систему наград.

Илья Поздняков
COO & Head of ASO Not Found Games
Google дал разработчикам огромные возможности для продвижения игр, даже если это небольшие проекты. Те, кто будет активно использовать инструменты программы Level Up, однозначно увеличат свою видимость в сторе. 
Например, раньше не каждый мог получить доступ к Promotion Content из-за жестких требований по доходности и трафику. Теперь все участники Level Up могут запускать события – и чем активнее это делать, тем больше трафика можно забрать у конкурентов. 
Помимо этого, Level Up дает игропрому еще один рычаг влияния на retention. Множество инструментов программы направлено на то, чтобы геймеры дольше играли, чаще возвращались в понравившиеся игры и зарабатывали Play Points и другие бонусы. 
Еще программа открывает для ASO-специалиста новый плейсмент с демонстрацией контента – вкладку «Вы». Здесь игрок видит плоды работы специалиста без отвлекающих факторов, как в других разделах Google Play. Пока протестировать этот плейсмент технически невозможно, но оценить суммарный эффект от оптимизации этой области вполне реально.
Юлия Барыкина
ASO Specialist, автор канала «ASOшник»
Участие в программе Level Up дает мощный буст видимости, но требует серьезных ресурсов. Инди-разработчикам может быть сложно конкурировать с крупными командами. Здесь в качестве альтернативы вижу RuStore и другие альтернативные площадки, где пока нет таких завышенных требований и есть шанс пробиться даже с небольшим бюджетом. Возрастет значение контент-стратегии вокруг игры: регулярные события, новости, активность сообщества переходят из статуса «приятный бонус» в полноценный источник трафика.

Что можно сделать уже сейчас

Внимательно следить за официальными сводками Google об обновлениях в сторе. Изменения раскатывают поэтапно, поэтому стоит искать и изучать кейсы коллег, которые с ними уже столкнулись.

Полезно самому открыть Google Play и взглянуть на обновление глазами пользователя: как новая фича влияет на его опыт? Это просто косметическое изменение или что-то, что действительно меняет привычный user flow и способно улучшить метрики?

Анастасия Ильиных
ASO Manager, Appbooster
Не думаю, что сейчас стоит сломя голову менять метаданные. Главное – чтобы у приложения была подходящая категория, оптимально заполненные текстовые поля, хорошая графика, оценки и отзывы. А вот если оптимизация в Google Play не до конца проработана, самое время обновить ее под текущие стандарты. 
На мой взгляд, этот «новый» подход к оптимизации, о котором сейчас говорят, во многом уже перекрывается качественным текстовым ASO. Таким, где понятно прописаны, какие задачи решает приложение и в чем его ценность для пользователей, где есть низкочастотные запросы и описание адаптировано через Google Natural Language. Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы алгоритмы правильно считали контекст.