Что случилось с соцсетями в 2023 и чего ждём в 2024

2023-12-18 16:23:27 Время чтения 10 мин 3082

Сначала мы хотели обойтись короткой мемной подборкой в стиле «Тиньков поясняет за…», но всё же давайте подведём более развернутые итоги уходящего года. Порассуждаем, какие новинки в соцсетях зашли хорошо или не очень, посмотрим, как поменялось распределение аудитории, и поделимся ожиданиями на 2024 год.

Telegram

Наш безусловный фаворит уже второй год. Сторисы, рекомендации, введение бустов и других фишек, связанных с Premium, расширение таргета в рекламном кабинете, удобное цитирование отдельных фрагментов, официальный механизм для розыгрышей в каналах и множество других детальных настроек интерфейса и полезных функций для рядовых пользователей.

Немного статистики: данные за весь текущий год пока ждём от Mediascope, но уже есть наглядные цифры с ноября 2022-го по ноябрь 2023-го — рост среднесуточного охвата (DAU) с 47,2 млн до 56,9 млн. По этому показателю Telegram уже обогнал и ВКонтакте, и даже YouTube. Думаем, что и по месячному охвату абсолютное лидерство не за горами.

В 2024 году убеждены на 100%, что функционал для пользователей с Premium будет расширяться, т.к. по планам Дурова для самоокупаемости Telegram нужно 20 млн действующих подписок, а сейчас их 4 млн, что, впрочем, тоже рекордное число за такой короткий срок. Также, учитывая добавление сначала раздела сторис, а затем и рекомендаций внутри каналов, допускаем появление отдельного раздела с видео, типа Reels.

ВКонтакте

Для рядовых пользователей было добавлено довольно много: в начале года раскатали кружочки, как у Telegram, накачивали свои «Клипы» и «Видео» эксклюзивами, новыми блогерами и шоу: ЧБД, Лапенко и т.д.

Больше всего из новинок, полезных при ведении групп, нам понравилась настройка отображения визуала в посте: каруселью или шахматкой. Также появилась возможность задавать Дзен, как плейсмент при запуске рекламных объявлений, — идея хорошая, а реализация не очень. Но про это в отдельном блоке.

Усложнились требования к получению и поддержанию статуса верифицированного сообщества — теперь, если вы хотите обладать синей галочкой, то извольте делать больше контента. И чаще.

Статистика у ВКонтакте растёт, но гораздо менее взрывными темпами, чем у Telegram. DAU вырос всего с 52 млн до 54,8 млн — по этому показателю ВКонтакте уже уступил лидерство Telegram и вполне может уступить YouTube, у которого на конец ноября 53,7 млн. 

В 2024 году надеемся, что новый рекламный кабинет НАКОНЕЦ-ТО обзаведётся функциями, которые были обещаны. Или хотя бы теми, что были в старой версии, но по какой-то причине отпали при обновлении. Также в свете актуальности темы маркировки ожидаем каких-то нововведений и в этом направлении.

Одноклассники

В конце прошлого года мы выпускали объёмный материал https://t.me/socmediamarketing/39 по аудитории Одноклассников и намеченном на 2023 год пути — и наши ожидания о направленности на взращивание микроинфлюенсеров и поощрение новых авторов оправдались. ОК пообещали блогерам с запуском собственных шоу на их площадке — первое уже вышло https://ok.ru/chefvibe/topic/155933277334942 и набрало более 3 млн просмотров, в следующем году ожидаются новые запуски. Также в течение 2023 года ОК обновляли интерфейс, настраивали работу ленты рекомендаций, развлекали пользователей «ОКнутыми людьми» с Буруновым, запустили сервис «Увлечения» и т.д. Для крупных брендов каких-то особенно полезных нововведений мы не приметили.

То, что все новинки направлены на внутреннюю аудиторию заметно и по статистике — время, проведённое в сервисе, растёт, но количество новых пользователей и среднесуточный охват практически не меняется.

В 2024 году уверены, что упор на повышение вовлечённости имеющейся аудитории продолжится. Если у вашей компании сейчас нет страниц в ОК и вы не планируете заходить туда с особым подходом, учитывающий местную атмосферу, то для вас два варианта: 1) крутить объявления через РК ВКонтакте (ОК как плейсмент там есть), 2) находить и партнёриться с микроинфлюенсерами.

Дзен

Глобальных нововведений на площадке не было — в основном улучшался имеющийся функционал. Например, стала более подробной статистика, заработала обновлённая система монетизации. Также меняли интерфейс каналов, главной страницы, мобильных версий. Многообещающей была возможность продвигать материалы из Дзен через РК ВКонтакте, но мы быстро разочаровались. По какой-то причине отсутствует детальная настройка таргетинга, которая доступна при запуске объявлений с другим плейсментом.

Из статистики: DAU с прошлого ноября вырос с 22,9 млн до 30,6 млн. Резкий скачок пришёлся на март, когда в данные начали учитывать аудиторию с главной страницы Яндекс.Старта — тогда охват взлетел с 24,3 млн до 32,5 млн, но с тех пор медленно сползает вниз.

В 2024 году ждём дальнейшей интеграции с ВКонтакте — не удивимся, если раздел «Статей» будет связан с Дзеном или полностью в него перетечёт. Хотелось бы увидеть более детальных настроек в РК. С короткими и длинными видео тоже нужно что-то предпринимать — какое-то время назад их продвигали с помпой, но теперь, после более глубокой интеграции с ВКонтакте, встаёт вопрос: «Зачем распыляться, если есть ВК Видео и ВК Клипы, куда уже уходит огромное количество ресурсов?». Поэтому здесь мы тоже ожидаем отсечения или взаимного проникновения.

Запрещённые соцсети

Нельзяграм избавился от раздела «Путеводитель», расширил возможности совместных публикаций, разрешил публиковать посты только для «Близких друзей», добавил новый функционал в раздел Stories и Reels. Из полезного для брендов отметим, разве что, расширение длительности Reels до 10 минут и возможность добавлять несколько ссылок в профиль. Охваты среди российской аудитории продолжают неуклонно падать, но зато некоторые блогеры отмечают рост ER, хотя нам кажется, что это просто связано с уменьшившейся конкуренцией.

Про лицокнигу сказать нечего — там всё совсем грустно. Совсем. Можем лишь порекомендовать проверять ваши группы на редкий негатив, который мог прилететь, а лучше просто превентивно скрыть сами страницы, если вы их не ведёте.

Какие-то новинки у самих площадок в 2024 году наверняка будут, но вот в плане присутствия российских брендов и ведения соцсетей изменений мы не ждём — кто вёл страницы, тот, вероятно, и будет вести, а новички снова предпочтут другие площадки.

Импортозаместители

В этой категории мы решили объединить разом все старые и новые соцсети и приложения, которые пытались-пытались, но особо ничего не смогли. TenChat, ЯРус, Yappy, Looky, Россграм и прочие, прочие, чьи имена уже никто и не вспомнит. Здесь сплошной мрак, нечего даже анализировать. TenChat, разве что, выделяется на общем фоне, но продвижение и прокачка соцсети как-то резко прекратилась, в 2023 про неё практически никто не вспоминал.

Задел на 2024

Сюда можем отнести NUUM от МТС, который они слепили из своего бывшего проекта WASD, неудавшегося несмотря на гигантские деньги для переманивания стримеров. По задумке планируется совместить 3 в одном: Twitch, YouTube и TikTok. Сначала мы попробовали и нам понравилось, что видео продвигаются лучше, чем ВКонтакте. Но потом подтвердились подозрения, что это просто буст на старте — уже на следующий день после добавления не было никакого органического прироста охвата, т.е. работа алгоритмов удручающая. Также заметили, что видео могут просто исчезнуть из профиля — при этом вы не получите никаких уведомлений, как в том же TikTok, что на ролик пожаловались и его удалили из-за нарушения правил. Он просто пропадёт, а какую-то информацию вы получите только если обратитесь в саппорт, который спустя время ответит вам на почту (!) и предложит подать апелляцию. В общем, пока что приложение находится в бете и полноценный запуск планируется лишь в 2024 году, поэтому крест заранее не ставим.

И второй проект — «Сетка», возможный «убийца» LinkedIn от HeadHunter. Деталей пока нет, но на наш взгляд это уже интереснее, чем TenChat, из-за интеграции с базой вакансий и резюме.


Делитесь своими ожиданиями от соцсетей в комментариях! А за полезными материалами по SMM и ORM в недвижимости заходите в наш Телеграм-канале: https://t.me/socmediamarketing или на сайт: https://socmediamarketing.ru