Даркстор (dark store) - специальный формат склада, адаптированный для сбора онлайн-заказов и их быстрой доставки клиентам, не предназначенный для посещения покупателями. Формат появился в связи с развитием интернет-торговли в ответ на растущий спрос на быструю доставку. Ретейлеры столкнулись с необходимостью оптимизировать процесс сборки заказов.
В чем преимущества для ретейлеров:
1) Специализированная планировка и система хранения позволяют ускорить сборку заказов.
2) Отсутствие торгового зала и персонала для работы с покупателями дает возможность снизить операционные расходы.
3) Продуманная локация позволяет осуществлять доставку максимально быстро.
4) Возможность оперативно менять ассортимент в зависимости от спроса.
Востребованность дарксторов продолжает расти, потому что в целом количество онлайн-заказов увеличивается при повышающихся ожиданиях к скорости их доставки. При этом развитие технологий автоматизации позволяют эффективно выстраивать бизнес-процессы.
Формат наиболее подходит:
- крупным ретейлерам с развитой онлайн-платформой;
- службам доставки продуктов и товаров повседневного спроса;
- специализированным интернет-магазинам.
Невыгоден:
- малым торговым точкам без стабильного онлайн-трафика и количества заказов;
- компаниям с низким средним чеком;
- ретейлерам, работающих в нишах с ярко выраженным сезонным спросом.
Интересно на заметку
Название связано не только с отсутствием посетителей, но и с тем, что в таких складах часто специально приглушённое освещение — это необходимо для правильного хранения ряда продуктов.
Первая попытка внедрения даркстора была сделана сетью Sainsbury’s в начале 2000-х, но проект не увенчался успехом из-за недостаточного развития онлайн-торговли в тот момент.
Пандемия стала катализатором взрывного роста дарксторов. Количество заказов продуктов питания через интернет увеличилось в десятки раз, что привело к стремительному развитию этого формата.