Дарксторы как формат

2025-09-02 17:27:26 Время чтения 2 мин 277

Даркстор (dark store) - специальный формат склада, адаптированный для сбора онлайн-заказов и их быстрой доставки клиентам, не предназначенный для посещения покупателями. Формат появился в связи с развитием интернет-торговли в ответ на растущий спрос на быструю доставку. Ретейлеры столкнулись с необходимостью оптимизировать процесс сборки заказов.

В чем преимущества для ретейлеров:

1) Специализированная планировка и система хранения позволяют ускорить сборку заказов.

2) Отсутствие торгового зала и персонала для работы с покупателями дает возможность снизить операционные расходы.

3) Продуманная локация позволяет осуществлять доставку максимально быстро.

4) Возможность оперативно менять ассортимент в зависимости от спроса.

Востребованность дарксторов продолжает расти, потому что в целом количество онлайн-заказов увеличивается при повышающихся ожиданиях к скорости их доставки. При этом развитие технологий автоматизации позволяют эффективно выстраивать бизнес-процессы.

Формат наиболее подходит:

- крупным ретейлерам с развитой онлайн-платформой;

- службам доставки продуктов и товаров повседневного спроса;

- специализированным интернет-магазинам.

Невыгоден:

- малым торговым точкам без стабильного онлайн-трафика и количества заказов;

- компаниям с низким средним чеком;

- ретейлерам, работающих в нишах с ярко выраженным сезонным спросом.

Интересно на заметку

Название связано не только с отсутствием посетителей, но и с тем, что в таких складах часто специально приглушённое освещение — это необходимо для правильного хранения ряда продуктов.

Первая попытка внедрения даркстора была сделана сетью Sainsbury’s в начале 2000-х, но проект не увенчался успехом из-за недостаточного развития онлайн-торговли в тот момент.

Пандемия стала катализатором взрывного роста дарксторов. Количество заказов продуктов питания через интернет увеличилось в десятки раз, что привело к стремительному развитию этого формата.