В условиях меняющегося геополитического ландшафта, нестабильной макроэкономической ситуации, санкционного давления и технологического преобразования компании вынуждены искать оптимальный подход к планированию.
Возможно ли в таких условиях формировать устойчивые стратегии развития? Или остается полагаться на тактическое реагирование?
Стратегия — это долгосрочный план, направленный на достижение ключевых целей. Она определяет смысл и направление бизнеса, выделяет ресурсы, оценивает конкурентоспособность. Стратегия позволяет компании сфокусироваться на глобальных приоритетах с пониманием своей миссии. Например, несмотря на изменения в экономике, последовательно развивать цифровую экосистему, выходить (или не выходить) за рамки своего сегмента. Компаниям, опирающимся на стратегическое планирование, легче справляются с рисками, так как их действия заранее согласованы.
Недостатки
Быстро изменяющиеся условия рынка ставят под сомнение реализацию долгосрочных инициатив. Например, санкции показали, что многие планы требуют радикального и быстрого пересмотра. Работая над стратегической трансформацией, компании могут зависать на этапе разработки и не успевать адаптироваться к новым вызовам.
Тактика — это оперативные меры и решения, которые применяются для реагирования здесь и сейчас. Например, быстрый ответ на факторы колебания курса рубля или изменения в логистических цепочках. В условиях неопределенности многие компании перешли именно к такой модели управления: адаптация, минимизация рисков, сохранение текущих позиций. Тактическое реагирование позволяет не тратить время на долгосрочное прогнозирование, сосредотачиваться на текущих проблемах, а также избегать затрат на неочевидные планы.
Недостатки
Тактическая модель зачастую приводит к хаосу, когда каждое действие совершается без учета общей цели. Это критично для среднего и крупного бизнеса, где важна системность. Компании, действующие исключительно тактически, сильно страдают при масштабных кризисах, так как максимально зависят от внешних условий.
Где баланс?
Бизнес вынужден искать компромисс между стратегией и тактикой: развиваться в формате сегодняшних задач и одновременно находить новые устойчивые бизнес-модели. Абсолютная тактика лишит бизнес вектора развития, в то время как тотальная ставка на стратегию — гибкости и реактивности. Ключом к успеху становится умение сочетать оба подхода: четко понимать свои приоритеты в долгосрочной перспективе, но в то же время быстро адаптироваться к текущей ситуации.