Привет, это Kotelov! В этой статье расскажем, зачем делать процесс разработки публичным: как это помогает вовлечь подрядчиков и внутреннюю команду, повысить доверие к продукту, расширить охваты и улучшить маркетинговые результаты уже на этапе создания продукта.
История, которую мы не раз слышали от заказчиков:
Приходит подрядчик, обещает сделать супер-пупер продукт. Там и ИИ, и супердизайн, и миллиард фичей, и даже дёшево всё сделает в нереально сжатые сроки.
Проект начинается, деньги оплачены, а подрядчик гасится: оказывается, что всё не так просто, сроки надо сдвинуть, денег нужно больше.
В итоге заказчик бегает за подрядчиком, ссорится с ним, но оба понимают, что проект не получается, и работа идет из-под палки.
Всё равно проектом нельзя будет похвастаться
Подрядчик и не старается — все равно проект под NDA, и о нем не расскажут.
Это ведет к перерасходу бюджета или разрыву контракта. Деньги потрачены, время потрачено, ответственные получают по шапке.
Сразу ясно, за что платишь деньги
Например, мы в Kotelov стараемся писать кейс о каждом крупном проекте. Это позволяет подсветить процесс работы, и как мы решали проблемы. Если у нас что-то не получалось → мы пишем об этом в кейсе. Вот пример статьи.
Или вот пример → мы взяли и позвали «буше» на подкаст. Мы обсуждали с ребятами проблемы во время релиза, проблемы в процессе, а также то, с чем команда сталкивается уже после окончания основных работ.
Вот подкаст, кстати.
Пиар — это любые коммуникации. Активности помогают продвигать бренд заказчика в медиа, например, на VC и на Хабре. Так бренд будет получать упоминания за счёт подрядчика.
С одной стороны, разве это много? А с другой, на VC у нас есть несколько кейсов, которые набрали больше 20 тысяч просмотров. Например, вот кейс S7 на больше 20 тыс. просмотров или 23 000 в этом кейсе про NFT.
Публикация кейса — это инфоповод, который можно использовать в своём внутреннем комьюнити. Собрать хакатон в тему проекта, набрать инхаус команду, потому что продукт известный в сфере и его хочется развивать.
Например, «буше» использовали релиз как повод устроить ивент на свою целевую аудиторию и привлечь «умные головы» к разработке.
Мы организовали этот хакатон, чтобы пропиарить приложение, за которое получили несколько наград, и привлечь разработчиков как платёжеспособную аудиторию для кофейни. А по технической части — понять, какие ещё фичи можно внедрить и как решить проблемы, связанные с приложением.
В итоге на хакатоне «буше» разработчики принесли много идей, которые позже реализовали в функционале доставки мобильного приложения.
Сотрудники часто хотят стать суперзвёздами, пополняют портфолио проектами и стараются сделать взрывной кейс, чтобы продвинуться по карьере. Так сотрудники подрядчика понимают, что проект будут пиарить на рынке → более мотивированы, потому что это не просто очередной проект, а возможный скачок в карьере.
Ещё одна причина: владельцы продукта хотят поделиться опытом с профессиональным сообществом. Выход в публичное поле — это новый левел для опытного сотрудника. Такие активности предотвращают выгорание и заряжают на развитие.
Пример из практики Котелов: вебинар с Ольгой Лукьяновой из S7.
Пиар обычно проходит четыре логических этапа:
Клиент. Одна из ведущих лизинговых групп в России.
Что сделали. Построили аукцион автомобилей с 4 интеграциями – единую систему для продажи всех автомобилей компании.
Для сотрудников клиента появилась удобная площадка, с помощью которой можно быстро и единообразно публиковать автомобили для продажи.
Как продвигали.
Мы описали кейс и участвовали в конкурсах: Аукцион автомобилей с 4 интеграциями
Получили награды в рейтингах:
WDA #2 Сайты. Авто, мото → https://workspace.ru/awards/cases2024/web/auto-and-moto/?stage=winners
Рейтинг Рунета #2 Лучшие сайты → https://awards.ratingruneta.ru/2023/winners/
Заказчик сам публиковал новости, о том, что проект взял награды. Для нас очень ценно, что для клиента это инфоповод → https://www.it-world.ru/news-company/events/198018.html
Клиент. Крупнейшая частная авиакомпания России с самым современным парком воздушных судов на российском рынке авиаперевозок.
Что сделали. Приложение для бортпроводников c 12 интеграциями и работой без интернета.
Приложение помогает планировать персоналу работу заранее с наглядной схемой салона, а также видят всю нужную информацию по пассажирам — кому предоставить специальное питание, где сидят инвалиды и семьи с младенцами, какие есть специальные требования у VIP-пассажиров.
Как продвигали
Что получил клиент
Клиент. Крупнейшая сеть кафе и кондитерских в Санкт-Петербурге, у которой больше 70 точек, есть крутой сайт и свое приложение.
Что сделали. Мобильное приложение для IOS и Android с онлайн-заказами, программой лояльности и экосистемой для ритейлера.
Как продвигали
Получили награды в рейтингах:
Серебро Теглайн Эвордс 2023 — Лучшее ритейл-приложение
2 место Рейтинг Рунета 2023 — Лучшее приложение «Торговля и услуги»
Клиент. Крупнейший в России и СНГ производитель солнцезащиты и декора окна: карнизов, рулонных штор, горизонтальных и вертикальных жалюзи, штор плиссе и данной продукции с электроприводом.
Что сделали. Личный кабинет с функционалом конструктора товаров на 1 000 000 000+ комбинаций.
Как продвигали.
Формирует доверие. Когда о подрядчике можно сложить мнение по его публикациям, заранее понятно, какие строить ожидания. Ошибки и сложности на публичном проекте обычно сложно скрыть, так что можно «примерить» на себя, как пойдёт проект, если выбрать компанию с развитым пиаром.
Повышает охваты бренда. У компаний с развитой медийкой охваты составляют тысячи просмотров, проекты заказчиков упоминают в отраслевых медиа. Иногда это пару сотен просмотров на подкасте, но охваты целевые.
Помогает «качать» HR-бренд. Разработчиков и других специалистов «мидл плюс» интересуют не только деньги — им важны нематериальные ценности. Публичные проекты помогают транслировать корпоративную культуру брендов. Например, через хакатоны, кейсы и подкасты.
Позволяет ответственным за проект делиться опытом. Не стоит недооценивать личную мотивацию сотрудников — они тоже хотят стать суперзвёздами и рассказывать о своих достижениях публично.