Рассказываем о том, как быть эффективным руководителем. Обращаемся к опыту Игоря Леонидовича – учредителя ТД «ЦСК». Представляем 10 важных правил, которые помогут управлять грамотно и результативно.
Опыт Игоря – это не пример для подражания, но как минимум он заслуживает учета. Почему? Потому что за годы работы бизнесмен стал по-настоящему грамотным управленцем.
1. «Хвалить сотрудников и поощрять их нужно так же часто, как и оказывать управленческие воздействия. Иначе можно стать «сухим» руководителем. Выделять и поощрять достижения – значит выстраивать долгосрочную и эффективную коммуникацию с подчиненными».
2. «Принять решение – это не так важно, как организовать рабочий процесс для его реализации на практике. Поэтому необходимо быть не просто командиром, но и активным членом команды».
3. «Учитывать нужно мнение всех и каждого. Успешный и эффективный руководитель становится таким только тогда, когда перестает взаимодействовать исключительно с менеджерами. Не все они и далеко не всегда знают, как устроен рабочий процесс «внизу», изнутри».
4. «Советую бизнесменам регулярно задумываться о том, действительно ли качественными являются предлагаемые ими продукты, услуги. Если нет, нужно определиться с тем, как исправить ситуацию. С помощью команды».
5. «Из правила четвертого вытекает пятое. Не нужно показывать команде, что вы являетесь обыкновенным человеком со слабостями. В самом начале карьеры я нередко сомневался в своих решениях, но никогда не демонстрировал это подчиненным. Только общался с ними, обсуждал разные стратегии, а после при наличии сомнений перебирал все варианты. И выбирал лучшее решение каждый раз, когда это было нужно. Ни разу никто из членов команды ТД «ЦСК» не видел моих сомнений».
6. «Не критикуйте сотрудника, осуждайте только его поступки. «Петров – настоящий дурак». Так не пойдет. Лучше сказать сотруднику, что он сделал не так. Его труд не привязан к личностным качествам. В приоритете мягкость и паритет. Правило работает только в отношении ответственных работников. Самонадеянные и упрямые порой требуют кнута».
7. «Необходимо задумываться об обратной связи. В моем случае feedback – средство как управления, так и общения с членами команды. Я таким способом намекаю им, что так, а что нет. Говорю о том, чего ожидаю. Не просто прихожу в офис, например, раздаю приказы и запираюсь в кабинете. Нет, все не так. Всегда есть отклик, часто я непосредственно взаимодействую с командой».
8. «Доверять подчиненным – это важно. Когда-то давно я сомневался в действиях работников и чуть ли не ежечасно контролировал каждого. Времени на принятие решений не оставалось. Чуть позже пришел к осознанию того, что доверие – это важно. Стал сам доверять подчиненным, попросил их о том же. С тех пор мои взаимоотношения с ними вышли на качественно новый уровень. Управление облегчилось».
9. «Не советую бизнесменам считать себя абсолютными экспертами. Некоторые мои коллеги из управленцев по причине самонадеянности брались за работу подчиненных, считали, что сделают ее быстрее и лучше... Но в итоге буквально запарывали целые проекты. Управленец должен управлять. И точка».
«Не экономьте на специалистах. Особенно при условии, что они хорошие. Даже если конкретный работник не приносит прямой прибыли. В любом случае он пусть и несущественно, но двигает бизнес вперед. Отказ от экономии на специалистах – инвестиция в данном контексте».