Как построить эффективную команду из сотрудников разного ранга? Рассказывает учредитель ТД «ЦСК» Игорь Леонидович Соломахо

2023-01-25 16:23:26 Время чтения 5 мин 235

Опыт Игоря можно рассматривать как руководство в части построения эффективной команды. Даже если ее члены характеризуются ранговыми отличиями и разными компетенциями. Рассказываем, что советует делать учредитель ТД «ЦСК» начинающим бизнесменам, чтобы эффективность бизнеса в командном аспекте становилась выше день ото дня.

От слаженности и грамотности действий команды зависит результативность любого дела. Это касается как молодого бизнеса, так и фирм со стажем. Когда нет согласованности, слаженности, страдают сначала эффективность и продуктивность команды, а затем и результативность целой организации.

Мы побеседовали с Игорем и получили ответы на вопросы, касающиеся его успешности как руководителя. Он поделился с нами рецептом построения эффективной команды, выделил 5 соответствующих принципов.

1. Сильная команда при разных компетенциях и рангах основана на выдающихся сотрудниках

«Лидеры всегда ведут за собой работников без опыта, знаний и требуемых компетенций. Последние буквально учатся у сильных членов команды честности, ответственности, внимательности к деталям и самостоятельности, но не самонадеянности. Поэтому важно, чтобы при построении команды не было особых приоритетов типа «только опытные работники» или «исключительно выдающиеся сотрудники». Нужно сочетать труд членов команды разного ранга. Именно так организация буквально подготавливает кадровый резерв, обеспечивает сплоченность коллектива».

2. Наличие общей цели – гарантия продуктивности труда членов команды

«Если команда не понимает, что от нее требуется, решаемые ею задачи будут характеризоваться как бесполезные в контексте результата для бизнеса. Моя обязанность как руководителя – целеполагание. Это советую принять как должное и обязательное всем бизнесменам. Члены команды работают слаженно только тогда, когда знают, что от них требуется. Наличие грамотно поставленной и понятной цели – плюс в данном контексте».

3. Каждый должен знать свое место

«Если бухгалтер начинает учить оператора call-центра или логиста тонкостям дела, в котором не разбирается, возникает масса проблем. Это как самонадеянный работник без опыта, решивший, что ему под силу все и даже больше. Самостоятельность на фоне ответственности – плюс, но только не в ситуации, когда все сводится к самонадеянности. Считаю, что бухгалтер должен считать, а логист – планировать маршруты. Это справедливо для любых направлений деятельности. Если я, например, как руководитель начну вмешиваться в логистику ТД «ЦСК», не думаю, что из этого выйдет что-то дельное. Знания есть, но не экспертные».

4. Члены команды должны руководствоваться писаными и неписаными правилами

«Слишком жесткие регламенты и инструкции не нужны, однако условный свод правил необходим. Это следствие, вытекающее из третьего принципа. Благодаря правилам как раз можно распределить задачи, исключить вмешательство одного сотрудника в сферу компетенций другого. Когда каждый член команды принимает роль элемента общего механизма с заданными требованиями, его концентрация на должностных обязанностях становится безусловной».

5. Если вы – руководитель, станьте капитаном

«Команда нуждается в управлении. Неформальных лидеров может быть сколько угодно, однако в ситуации, когда нет одного единого и вышестоящего, возникают риск и вероятность путаницы, несогласованности. Результат – низкая эффективность. При этом я не рекомендую управлять опытными работниками мягче, чем неопытными. И наоборот. Паритет, справедливость, равенство – принципы успешного управления командой и ее построения».

Так, чтобы коллектив независимо от рангового разнообразия был эффективным, нужно:

·         делать упор на сильных сотрудников, сочетать их труд с работой неопытных для достижения целей, связанных с формированием кадрового резерва и обучением «на месте», то есть в формате «здесь и сейчас»;

·         ставить простые и понятные цели, при необходимости разбивать их на подцели;

·         давать членам команды понимание того, что каждый из них должен делать и почему пытаться быть «универсалом» по причине самонадеянности – это плохо;

·         отталкиваться от правил, общих и единых для всех;

·         быть капитаном, управлять с учетом ряда принципов от паритета и справедливости до условного равенства.