Сегодня битва за внимание стала одним из главных сражений на поле медиа. Мы тонем в бесконечном потоке Telegram-каналов, аккаунтов по саморазвитию и смешных липсинков. Именно поэтому, чтобы выделиться, нас тянет сместить акценты на хайп.
Кликбейт стал нормой, а кричащие заголовки — фоном. Но сильный, качественный и, главное, работающий текст — это не просто громкий заголовок. Это стратегия, честность и умение удерживать аудиторию на более глубоких уровнях, чем один клик.
В этом материале вы найдёте советы от главного редактора Sostav.ru Романа Бедретдинова и команды подкаста «После дедлайна» Школы коммуникацийНИУ ВШЭ о том, как же писать сильные тексты в эпоху клипового мышления.
Правильно подобранная эмоциональная история, неожиданный поворот, метафора или сильный визуальный образ могут увлечь читателя больше, чем сенсационный заголовок. И главный акцент всегда должен оставаться на реальном смысле материала, не стоит врать своему читателю в погоне за “хайповой” эффект. Эмоция должна вести к пониманию темы, а не её подмене. Люди любят «жареное», но сильный текст умеет аккуратно играть с чувствами читателя, не обманывая его.
«Всё очень просто. Мы можем из самого яркого канала, который пишет желтуху, вытащить все элементы, которые драйвят людей. Людям нравятся злость, зависть, вот это всё. И возьмём в наш контент, спрыснем, грубо говоря, как делает это условно “Беспощадный Пиарщик”. У них в каждом посте есть что-то такое, что играет на нервах людей. Тут немножечко оппозиционности, тут немножечко, наоборот, партийной линии, тут посмеялись, подшутили, и всё», — Роман Бедретдинов.
В эпоху популярности анонимных каналов, непроверенных источников информации и статей, написанных искусственным интеллектом, важно уметь брать на себя ответственность за излагаемые факты. Так больше шансов, что аудитория дочитает ваш материал до конца и вернется за дополнительной порцией. Люди хотят быть уверены в авторе текста, на который тратят время. Доверие аудитории ценнее любого хайпа, и в долгосрочной перспективе оно всегда выигрывает у поверхностного кликбейта.
«Я забочусь о том, чтобы контент Sostav был полезным, прям полезным и интересным этой профаудитории… Мы всё-таки СМИ, мы отвечаем за свои слова», — Роман Бедретдинов.
Сегодня люди любят читать людей, а не только издания, бренды или соцсети магазинов. Если читатель запоминает автора, то он возвращается не ради логотипа медиа, а ради уникального взгляда пишущего человека. Инвестируйте в персональный стиль и насмотренность: развивайте свой голос, создавайте собственные рубрики, сделайте так, чтобы издание читали ради ваших материалов.
«Я хочу, чтобы у каждого сотрудника моей редакции было своё имя, которое знает рынок. Я прямо заставляю их это делать. Они раньше так не делали. Раньше начиналось: “Sostav” разобрался в том-то и том-то. Я говорю: “Нет, не “Sostav” разобрался, а журналист такой-то разобрался”. Сделайте так, чтобы, когда читатели видели, что это написал Мирон, Вика и т.д… Он видит, что это ваше имя, и он знает, что это — хороший материал», — Роман Бедретдинов.
Сильные тексты, как и истина, рождаются в спорах. Ну, и в правках. Важно быть стрессоустойчивым и уметь выдерживать обратную связь профессионалов. Однако если вы — автор текста и в материале указана ваша фамилия, то и финальное решение остаётся за вами (как и ответственность). Отношение к критике определяет, останется ли автор на уровне любителя или вырастет в настоящего мастера (или, как говорят, лидера мнений).
«У нас [команды Тины Канделаки] был хороший момент. У нас был директор. Никита Семёнов его звали. Очень образованный мальчик из интеллигентной семьи. И помню, что пришли какие-то правки, а он отказался править, и он мне пишет просто: “Рома, я вижу, что это хорошо, поэтому мы это менять не будем”. Должно быть пространство доказать свою правоту», — Роман Бедретдинов.
Чтобы выделяться, нужно уметь креативить и удивлять читателя. Экспериментируйте с подачей: от мультимедийных вставок и инфографики с мемами до формата интерактивных серий. Совмещайте жанры, смешивайте стили, будьте сумасшедшими в хорошем смысле слова, не останавливайте фантазию! Новые форматы позволяют показать привычную тему под неожиданным углом и удерживать внимание аудитории дольше. Смелость в подаче помогает тексту хорошо себя чувствовать как на обычном сайте, так и в соцсетях.
«Я получаю удовольствие от каких-нибудь классных новых форматов, от спонтанных вещей, которые мы делаем. У меня воспалённое все-таки воображение, воспалённый какой-то креатив. Я как придумываю что-нибудь эдакое, так на планёрке начинаю:“Делаем!”», — Роман Бедретдинов.
Сильный текст в эпоху кликбейта — это сочетание ответственности, честности и креатива. В борьбе за охваты важно не потерять свои голос и уникальность. В битве за внимание побеждает не тот, кто регулярно выкладывает контент с кричащими, но пустыми заголовками, а тот, кто умеет создавать глубокий, эмоционально точный и продуманный контент.
Еще больше о том, как создавать захватывающие тексты и быть востребованным специалистом смотрите в шоу «После дедлайна» на YouTube и ВК Видео, а также слушайте на всех подкаст-платформах.