Хотят ли россияне сейчас менять работу ?

2022-08-11 15:16:28 Время чтения 4 мин 854

В конце прошлой неделе глава Минэкономики Максим Решетников объявил, что текущий рекордно низкий уровень безработицы в России может немного подрасти осенью. Косвенным фактором, свидетельствующим об этом, является растущий показатель неполной занятости на предприятиях. На основе частоты поисковых запросов, а также упоминания платформ с вакансиями в соцсетях посмотрим, есть ли уже сейчас тревожные звоночки и как на протяжении последнего года менялась заинтересованность россиян в смене места труда.

В марте 2022 года значительно выросло количество запросов по теме поиска работы. Однако, этот показатель почти во всех регионах России был близок к осени прошлого года.  С марта же по поисковый интерес к трудоустройству по всей стране снижался вплоть до настоящего времени, что в целом соответствует обычной сезонной динамике. Естественно, в разных отраслях ситуация может кардинально отличаться. В затронутых напрямую или косвенно санкциями сферах ситуация более тяжелая, однако многие компании, объявившие об уходе с российского рынка, либо уже продали бизнес местному менеджменту или предпринимателям, либо отправили работников в простой с частичным сохранением зарплаты.

Количество запросов «поиск работы» в поиске Яндекса по регионам России, авг.21-июл.22

Доля макрорегионов по запросу «трудоустройство» этим летом в сравнении с прошлым значимо не изменилась, что свидетельствует об отсутствии ярко выраженной потребности в поиске работы в какой-либо части страны. Ожидаемо, больше 50% в совокупности занимают Центральный и Приволжский федеральный округа, где проживает чуть менее половины всего населения России.

Доля федеральных округов по запросу "трудоустройство", авг.21 vs июл.22

Теперь перейдем от цифр по поисковым запросам к упоминанию сервисов для поиска работы в социальных сетях и каналах TG. Пики активности по обсуждению этой темы пришлись на январь и март 2022 года. HH, SuperJob, Zarplata.ru, Работа.ру и другие после начала СВО стали активнее публиковать исследования и опросы населения об ушедших брендах и востребованных профессиях в современном мире. Эти исследования часто репостят или упоминают другие авторы. Лидером по числу сообщений с указанием бренда является сервис HH. А самым просматриваем (более 1 млн.) был пост в группе VK «Huggies Россия» от 20 февраля 2022, где компания совместно с сервисом Работа.ру предлагала молодым мамам рекомендации по трудоустройству на вакансии с удаленкой.

Динамика кол-ва упоминаний платформ для поиска работы в соц. сетях, сен.21-июл.22

На основе этих косвенных факторов складывается картина, что особых изменений в интересе к смене места работы не произошло. Тем не менее, число подписчиков различных онлайн курсов растет, а значит, «вкатиться в IT» готовится все больше людей. Наверное, просто на всякий случай :)

____________________________________

*Источники данных: Wordstat, Youscan