Работа с удаленной командой: чтобы всем в кайф. Личный опыт

2025-10-29 17:43:51 Время чтения 12 мин 310

Всем привет, меня зовут Маша Елисеева и последние 11 лет я работаю либо на тотальной удалёнке, либо на гибриде. За эти годы я лишь на 13 месяцев попала в офисную классическую жизнь и решила, что больше никогда (но это совсем другая история, текст будет не про это). Моя работа на удалёнке была в бОльшей степени с ролью руководителя команды. Поэтому сегодня хочу рассказать о том, что сможет помочь (на мой взгляд) работать дистанционно так, чтобы не было ощущения, что у вас нет команды, нет коннекта, нет взаимопонимания. Важное: я не говорю о том, что есть задача заменить оффлайн общение. Наоборот, задачка в том, чтобы выстроить особые digital отношения, которые можно не сравнивать. 

Мой опыт скорее всего будет интересен тем, кто столкнулся с тем, что нужно организовать новый формат работы, при этом сохранив не только фокус внимания к задачам и достижениями целей, но и сделав удалённый формат работы комфортным и приятным в коммуникации.

Почему это важно

Корпоративная культура на удалёнке играет особую роль в формировании особенности компании (если угодно создает свой вайб), помогает вовлекать команду. Когда люди чувствуют себя сопричастными, они более мотивированы и лояльны. Отсутствие или нехватка  общения может привести к изоляции, снижению продуктивности, как следствие увеличение текучки кадров (увы). Поэтому для себя часто ставила задачу — создать виртуальное пространство, где сотрудники будут чувствовать причастность к общему делу.​Теперь перейдем непосредственно к инструментам, которые, мне кажутся, классными.

Random Coffee

Думаю, что некоторые уже знают не понаслышке, что такое Random Coffee. Это формат встреч тет-а-тет за чашкой кофе в случайном порядке. Существуют уже готовые решения для того, чтобы реализовать данный формат общения и знакомства в команде. Но в целом, вам никто не мешает делать это самостоятельно (тем более что вайбкодинг все проще и удобнее). Детали можете определять исходя из того насколько большая у вас компания. Например, если ваша численность до 50 человек, то в теории можно Random Coffee делать не очень часто и задавать какие-то необычные темы для бесед. Если компания большая, то можно начать с классического формата.
Очевидная выгода от инструмента: 
-  знакомство с командой для новичков;
- понимание чем занимаются ребята в других отделах и направлениях;
- укрепление коммуникации внутри направления, отдела;
- возможность расширить кругозор (ограничений по темам нет), придумать интересную идею.

Онлайн-игры и мастер-классы

Для того, чтобы коммуникация внутри команды выстроилась было бы неплохо что-то делать не только по работе, но и например, искать убийцу в детективном расследовании. 
В целом в данном формате неограниченный источник решений, что делать совместно под чьи-то чутким организаторским руководством.

  1. Различные игры, которые проводит  ведущий. Детективный истории в духе тру крайм, классическая мафия, бункер, квизы и другие игры. Сейчас в этом направлении достаточно тех, кто может предоставить на выбор разные онлайн-активности. Если у вас есть фанаты DnD(например, как я), то можно предложить даже такой формат игр.
  2. Мастер-классы по созданию чего-либо. Здесь вообще нет ограничения от чехлов из бусинок до рисования картин. Главное организовать и снабдить всем необходимым сотрудников заранее.
  3. Компьютерные игры типа КС, Доты, Фифы и пр. Здесь если есть в компании те, кто любит онлайн-игры, можно предложить устроить внутренний турнир или даже податься на соревнования вне.
  4. Обучающие игры. Здесь можно подумать над разными форматами, но самый простой - дебаты. Здесь можно оттачивать полезный навык для любой профессии (и в целом для жизни) и при этом проводить это как настоящую игру с турнирной таблицей и баллами.
  5. Игры на знакомство. Всегда интересно и новичкам, и опытным сотрудникам поиграть 2 правды и 1 ложь, где каждый присылает тому, кто будет проводить игру 3 факта о себе, не говоря где ложь. Задача всех участников команды угадать, что же из всего списка не правда. Также здесь можно проводить встречи для новичков. Они могут готовить о себе небольшую презентацию в виде фактов, чтобы рассказать что-то важное и забавное про свою жизнь, чтобы сблизиться с ребятами из команды в неформальной обстановке.

Обучение

Важная часть взаимодействия - делиться полезной и интересной информацией. Зачастую это выглядит как “наказание”, поэтому здесь очень важно найти удобные форматы, продумать мотивацию для тех, кто готов будет рассказывать что-то своим сокомандникам.

Обучение от “самозванца”

Как часто я слышала от своих коллежиков (и сама тоже так часто говорила), что: “мне нечего рассказать, все понятно и очевидно”. Это наш самозванец внутри стойко обесценивает наш опыт, экспертность. Задача не дать ему победить. Поэтому здесь нужно продумать формат, в котором с какой-то периодичностью кто-то из разных направлений готовит небольшой материал о лайфхаках, обзорах на новинки, кейсы и антикейсы, автоматизации процессов или их построении и пр. Задача дать команде возможность узнать подробнее о том чем занимаются и живут их коллеги в соседних направлениях, а порой и даже внутри одного отдела. Это позволит тренировать навык подготовки презентаций, выступления, а также даст возможность другим узнать что-то новое и прокачаться.

Стади групп

Здесь можно как про что-то общее в плане темы, так и узкоспециализированное. Собираем небольшую группу желающих погрузиться в мини-тему, например, финансов. Выбирается статья или глава в книге, где каждый делает пометки и делится своим видением того, что он прочитал, как он понял и как бы применял знания. Удивительно, но изучая одну и ту же информацию мы видим ее очень по-разному, поэтому обменяться мнением - полезная штука.

Печа-куча

В первую очередь важно понять, что это очень строгий формат презентации, который тренирует лаконичность и умении формулировать мысли четко и емко. 20 слайдов по 20 секунд на каждый. Итого 6 минут и 40 секунд всего на выступление и ни секундой больше! Здесь по содержанию можно дать полную волю. Я однажды рассказывала про то, какие лично мне способы помогают снять тревогу. Можно задавать определенные широкие темы и искать спикеров. В целом формат классный не только для онлайн.

Мерч исключительно для своих

Внутрикорпоративный мерч - это отдельное выражение любви и заботы о команде. Здесь вы точно можете вшить важные ценности и внутренние особенности​ взаимодействия. Это то, что лимитировано и не купить, не выиграть, не получить извне никому и ни при каких условиях.
Зачем нужен мерч:
-  создает чувство принадлежности к команде;
- повышает мотивацию — качественные брендированные вещи становятся символом признания      вклада сотрудника;​
- укрепляет корпоративную культуру через общий стиль.
Здесь нет ограничения и полет фантазии может быть любым.
С удовольствием поделюсь опытом, как мы в AGM Group однажды реализовали идею с толстовками.

И еще...

Расскажу еще про несколько решений, которые можно применять на удалёнке.

Внутренний дайджест

Поможет держать всех в едином информационном поле. Не делайте его слишком серьезном, но обязательно рассказывайте, например,  о том, как идут финансовые дела в компании, какие есть важные изменения, напоминайте про общую цель на год. При этом классно было бы рассказывать и про успехи, и про кадровые изменения, и про какие-то иные вещи (допустим как прошел корпоратив, про личные успехи отдельных сотрудников, собирайте плейлисты для особых рабочих случаев и пр.). Главное чтобы дайджест действительно был интересен с разных аспектов для сотрудников и позволял команде быть в курсе событий.

Онлайн openspace

В офисе всегда находиться в openspace часто может раздражать, но плюсы от такого формата все же есть. Здесь можно взять лучшее и перенести это в удаленный формат.  Можно собираться небольшой группой, которая планирует работать над задачей и делать это одномоментно подключившись к созвону. Лучше если камеры будут включены, и когда есть у вас вопрос по задаче, вы можете воспользоваться опцией созвона и задать вопрос вслух, а не писать в чат.  Также этот формат можно использовать при онбординге с новичками, чтобы было проще и быстрее входить в  курс дела.

Онлайн курилка

Также трансформация привычной оффлайн опции - выйти на перекур. Здесь вы можете системно забукировать время для всей команды  и сделать бесконечную ссылку на созвон. Например 2 раза в неделю по 15-20 минут. Поставить ее всем в календарь, чтобы можно было налить чай или выйти на улицу и поболтать с ребятами из команды, кто вышел “на перекур” также. Еще можно просто дать такую опцию команде и они могут звать только тех коллежиков, с которыми хотят пойти “покурить”. В целом курить вредно, поэтому лучше если вы замените сигареты на мыльные пузыри и весело, и эффектно, и для здоровья полезнее.

Флудилка

Важная часть любой рабочей среды - пофлудить. Делиться мемасиками, обсуждать проблемы, бесить команду фотками из отпуска - это все жизненно необходимо, чтобы быть не просто коллегами, а настоящими друллегами. Зачастую во флудилке много полезного около рабочего контента, поэтому говорить о том, что это бесполезная штука не стоит.

Вместо эпилога

Удаленная работа требует особого внимания и перестроения к формату общения. Нам всем нужна поддержка и внимание, чтобы не чувствовать себя максимально отстраненным от команды, не быть тем, кто просто делает свои задачи.
Ничто не заменит офлайн-общение, и не надо его заменять, нужно найти в digital что-то своё.  Не бойтесь экспериментировать, задавать вопросы и улучшать что-то, находить новое.