Всем привет, меня зовут Маша Елисеева и последние 11 лет я работаю либо на тотальной удалёнке, либо на гибриде. За эти годы я лишь на 13 месяцев попала в офисную классическую жизнь и решила, что больше никогда (но это совсем другая история, текст будет не про это). Моя работа на удалёнке была в бОльшей степени с ролью руководителя команды. Поэтому сегодня хочу рассказать о том, что сможет помочь (на мой взгляд) работать дистанционно так, чтобы не было ощущения, что у вас нет команды, нет коннекта, нет взаимопонимания. Важное: я не говорю о том, что есть задача заменить оффлайн общение. Наоборот, задачка в том, чтобы выстроить особые digital отношения, которые можно не сравнивать.
Мой опыт скорее всего будет интересен тем, кто столкнулся с тем, что нужно организовать новый формат работы, при этом сохранив не только фокус внимания к задачам и достижениями целей, но и сделав удалённый формат работы комфортным и приятным в коммуникации.
Корпоративная культура на удалёнке играет особую роль в формировании особенности компании (если угодно создает свой вайб), помогает вовлекать команду. Когда люди чувствуют себя сопричастными, они более мотивированы и лояльны. Отсутствие или нехватка общения может привести к изоляции, снижению продуктивности, как следствие увеличение текучки кадров (увы). Поэтому для себя часто ставила задачу — создать виртуальное пространство, где сотрудники будут чувствовать причастность к общему делу.Теперь перейдем непосредственно к инструментам, которые, мне кажутся, классными.
Думаю, что некоторые уже знают не понаслышке, что такое Random Coffee. Это формат встреч тет-а-тет за чашкой кофе в случайном порядке. Существуют уже готовые решения для того, чтобы реализовать данный формат общения и знакомства в команде. Но в целом, вам никто не мешает делать это самостоятельно (тем более что вайбкодинг все проще и удобнее). Детали можете определять исходя из того насколько большая у вас компания. Например, если ваша численность до 50 человек, то в теории можно Random Coffee делать не очень часто и задавать какие-то необычные темы для бесед. Если компания большая, то можно начать с классического формата.
Очевидная выгода от инструмента:
- знакомство с командой для новичков;
- понимание чем занимаются ребята в других отделах и направлениях;
- укрепление коммуникации внутри направления, отдела;
- возможность расширить кругозор (ограничений по темам нет), придумать интересную идею.
Для того, чтобы коммуникация внутри команды выстроилась было бы неплохо что-то делать не только по работе, но и например, искать убийцу в детективном расследовании.
В целом в данном формате неограниченный источник решений, что делать совместно под чьи-то чутким организаторским руководством.
Важная часть взаимодействия - делиться полезной и интересной информацией. Зачастую это выглядит как “наказание”, поэтому здесь очень важно найти удобные форматы, продумать мотивацию для тех, кто готов будет рассказывать что-то своим сокомандникам.
Как часто я слышала от своих коллежиков (и сама тоже так часто говорила), что: “мне нечего рассказать, все понятно и очевидно”. Это наш самозванец внутри стойко обесценивает наш опыт, экспертность. Задача не дать ему победить. Поэтому здесь нужно продумать формат, в котором с какой-то периодичностью кто-то из разных направлений готовит небольшой материал о лайфхаках, обзорах на новинки, кейсы и антикейсы, автоматизации процессов или их построении и пр. Задача дать команде возможность узнать подробнее о том чем занимаются и живут их коллеги в соседних направлениях, а порой и даже внутри одного отдела. Это позволит тренировать навык подготовки презентаций, выступления, а также даст возможность другим узнать что-то новое и прокачаться.
Здесь можно как про что-то общее в плане темы, так и узкоспециализированное. Собираем небольшую группу желающих погрузиться в мини-тему, например, финансов. Выбирается статья или глава в книге, где каждый делает пометки и делится своим видением того, что он прочитал, как он понял и как бы применял знания. Удивительно, но изучая одну и ту же информацию мы видим ее очень по-разному, поэтому обменяться мнением - полезная штука.
В первую очередь важно понять, что это очень строгий формат презентации, который тренирует лаконичность и умении формулировать мысли четко и емко. 20 слайдов по 20 секунд на каждый. Итого 6 минут и 40 секунд всего на выступление и ни секундой больше! Здесь по содержанию можно дать полную волю. Я однажды рассказывала про то, какие лично мне способы помогают снять тревогу. Можно задавать определенные широкие темы и искать спикеров. В целом формат классный не только для онлайн.
Внутрикорпоративный мерч - это отдельное выражение любви и заботы о команде. Здесь вы точно можете вшить важные ценности и внутренние особенности взаимодействия. Это то, что лимитировано и не купить, не выиграть, не получить извне никому и ни при каких условиях.
Зачем нужен мерч:
- создает чувство принадлежности к команде;
- повышает мотивацию — качественные брендированные вещи становятся символом признания вклада сотрудника;
- укрепляет корпоративную культуру через общий стиль.
Здесь нет ограничения и полет фантазии может быть любым.
С удовольствием поделюсь опытом, как мы в AGM Group однажды реализовали идею с толстовками.
Расскажу еще про несколько решений, которые можно применять на удалёнке.
Поможет держать всех в едином информационном поле. Не делайте его слишком серьезном, но обязательно рассказывайте, например, о том, как идут финансовые дела в компании, какие есть важные изменения, напоминайте про общую цель на год. При этом классно было бы рассказывать и про успехи, и про кадровые изменения, и про какие-то иные вещи (допустим как прошел корпоратив, про личные успехи отдельных сотрудников, собирайте плейлисты для особых рабочих случаев и пр.). Главное чтобы дайджест действительно был интересен с разных аспектов для сотрудников и позволял команде быть в курсе событий.
В офисе всегда находиться в openspace часто может раздражать, но плюсы от такого формата все же есть. Здесь можно взять лучшее и перенести это в удаленный формат. Можно собираться небольшой группой, которая планирует работать над задачей и делать это одномоментно подключившись к созвону. Лучше если камеры будут включены, и когда есть у вас вопрос по задаче, вы можете воспользоваться опцией созвона и задать вопрос вслух, а не писать в чат. Также этот формат можно использовать при онбординге с новичками, чтобы было проще и быстрее входить в курс дела.
Также трансформация привычной оффлайн опции - выйти на перекур. Здесь вы можете системно забукировать время для всей команды и сделать бесконечную ссылку на созвон. Например 2 раза в неделю по 15-20 минут. Поставить ее всем в календарь, чтобы можно было налить чай или выйти на улицу и поболтать с ребятами из команды, кто вышел “на перекур” также. Еще можно просто дать такую опцию команде и они могут звать только тех коллежиков, с которыми хотят пойти “покурить”. В целом курить вредно, поэтому лучше если вы замените сигареты на мыльные пузыри и весело, и эффектно, и для здоровья полезнее.
Важная часть любой рабочей среды - пофлудить. Делиться мемасиками, обсуждать проблемы, бесить команду фотками из отпуска - это все жизненно необходимо, чтобы быть не просто коллегами, а настоящими друллегами. Зачастую во флудилке много полезного около рабочего контента, поэтому говорить о том, что это бесполезная штука не стоит.
Удаленная работа требует особого внимания и перестроения к формату общения. Нам всем нужна поддержка и внимание, чтобы не чувствовать себя максимально отстраненным от команды, не быть тем, кто просто делает свои задачи.
Ничто не заменит офлайн-общение, и не надо его заменять, нужно найти в digital что-то своё. Не бойтесь экспериментировать, задавать вопросы и улучшать что-то, находить новое.