Творчество с точки зрения работы мозга

2022-08-21 22:16:45 Время чтения 12 мин 1112

Научиться придумывать – цель любого, кто занимается творчеством. И процесс этот можно и нужно совершенствовать. Для этого существуют разные методики. А чтобы понять, как они работают, я разберу некоторые творческие процессы с точки зрения того, как устроен мозг. Многие думают, что это "божий дар", "талант" и "способность от рождения". Так ли это? Можно ли этому научиться? Как это развивать? И есть ли какие-то "рецепты"?

Магазин Gentle Monster в Шанхае

Для всех, кому интеренса эта тема, 23 августа в 19.30 в офлайне и 31 августа в 19.30 в онлайне я приглашаю всех на лекцию, посвященную методикам генерации названий, и расскажу, как придумывать быстро, легко и много и выходить за рамки шаблонов. Регистрация и анонс по ссылкам.

Творчество основано на работе нейронов. Чтобы они начали придумывать, им необходима информация и задача. Задача запускает нейронные процессы, а информация помогает придумать решение. Интересный факт: слово не является информацией для нейронов. Поэтому, глядя на одно слово, невозможно решить задачу (этим объясняется тот ступор, который возникает у нас, когда мы смотрим на ключевое слово брифа). А вот предложение – это единица информации. Поэтому идея формулируется в виде предложения. А чтобы заставить нейроны «работать»/думать, достаточно написать хотя бы два слова (вместо одного) и задать вопрос: «Какая связь между этими словами?» - и нейроны начинают искать решение. И первое, что они делают, это соединяют два слова в предложение.

1.Мозг соединяет несвязанные слова в предложения

Магазин Gentle Monster в Сеуле

Именно на этой способности соединять слова или образы, не связанные логикой, в некую цепочку/историю/сюжет/идею построено много развивающих игр и методик. Если у вас есть дети школьного возраста и вы хотите их творчески развить, возьмите карточки со словами или картинками, перемешайте их, отберите произвольно 8-10 штук, разложите на столе (тоже спонтанно) и попробуйте придумать с ребенком историю так, чтобы в каждом эпизоде была задействована одна картинка (или одно слово).

Этот прием помогает, например, сценаристам выйти из тупика и придумать оригинальное продолжение сюжета или финал истории. Для этого нужно сначала смешать, потом разложить карточки с героями и затем составить с ними сюжетную линию. Об этом пишет в своей знаменитой книге Скипп Пресс «Как пишутся и продаются сценарии в США для радио, кино и телевидения».

На этом же приеме построена методика генерации названий с помощью лексического поля. Вы пишете слова и словосочетания на листочке (чем больше слов напишете, тем больше названий придумаете). А когда перечитываете их, нейроны активизируются и начинают выдавать вам идеи названий. Подробнее о методе можно прочитать здесь.

Вопрос: Как это работает? Ответ: У вас есть слово «очки» и слово «чудовище». Какая здесь связь? Большие темные очки меняют внешность и делают глаза огромными. И здесь уже все зависит от вашего опыта, который вам должен подсказать, кого вы себе в очках напоминаете. Панду? Инопланетянина? Монстра? Или огромную рыбу. Одной моей студентке это напомнило рыбу. Причем конкретную – акулу. Получилось название Acula. Чем не название для модной молодежной линейки?!

2.Отключите «творческие блоки» и включите фантазию

Магазин Gentle Monster

Второй важный момент в работе мозга – это устранение зажимов и расслабление. Есть особая часть мозга (префронтальная кора), которая отвечает за самоконтроль и осознанность (а также за работу по шаблонам). И кстати, критика мгновенно включает этот контролирующий участок мозга и зажимает/блокирует творчество и импровизацию. Поэтому необходимо отключить все «ограничители» и пустить мысль в свободное плаванье. Как это сделать?

Для игр с детьми есть интересное упражнение (мы в детстве играли в него с братом). Надо закрыть глаза и пустить руку с карандашом или фломастером свободно двигаться по листу бумаги. Получается, как говорят дети, «каляка-маляка». А затем надо увидеть в нарисованном бесформенном изображении что-то логическое – и дорисовать «каляку», чтобы получился образ.

3.Энергия других людей стимулирует творчество

Магазин Gentle Monster в Лондоне

Творческой атмосфере и расслаблению способствует творческая энергия других людей. Особенно если эти творческие люди заняты в общем с вами творческом процессе. В этом случае накопленный вами опыт и информация усиливаются и множатся на опыт и информацию, которые «выдают» другие люди.

Вспомните, какие колоссальные «прорывы» возникали в среде талантливых людей. Например, феномен серебряного века во многом объясняется тем, что художники, поэты, музыканты общались вместе и объединялись для общих проектов («Бродячая собака», «Летучая мышь», «Русские сезоны», «Окна РОСТА»).  

Для профессиональной генерации названий отличный метод – брейншторм. Именно свободная атмосфера и формат коллективного общения (который воспринимается как НЕ работа) расслабляет всех. И дает тот самый сверхрезультат: много и быстро (много вариантов за небольшое количество времени).

Вопрос: Как это работает? Ответ: Вы «вбрасываете» в брейншторм тему или направление мысли. Например, очки. И просите подумать, на кого похожи люди в очках. И тут начинается бурный полет фантазии. Вам остается только записывать все ассоциации, которые выдадут участники брейншторма. Так, мои студенты придумали сначала стрекозу, потом лягушку, потом царевну-лягушку, потом вспомнили сказку «Красавица чудовище». И в итоге сгенерировали название Belle Frog. Очки делают глаза огромными, но в этом есть своя красота. Поэтому не просто лягушка, а красавица-лягушка…

4.Мозгу необходимы новая информация и новые слова

Магазин Gentle Monster в Корее

Именно новая информация запускает новые ассоциации и заставляет мозг работать. Довольно часто брифа и предоставленных клиентом материалов оказывается недостаточно для креатива. И тогда на помощь могут прийти словари.

Словари – это палочка-выручалочка неймера. Они объясняют смыслы. Собирают «гнезда» слов на тему. Находят рифму. И конечно, очень важны иностранные словари, которые могут помочь найти интересный корень на другом языке.

Использование словарей – еще один продуктивный метод для генерации названий.

Вопрос: Как это работает? Ответ: Берете словарь и ищите слова на заданную тему в словарях. Например, подбираете синонимы. Или переводите корни на латынь, английский, французский, немецкий и так далее. Например, очки по-французски Lunette – мы слегка изменили слово и получилось – Lunetta. Очень красивое название.

5.Мозг любит мыслить шаблонами – это можно использовать

Магазин Gentle Monster

За нашу жизнь мы не только находим нужную информацию, но и закрепляем ее в копилке нашего опыта. С одной стороны, шаблоны мешают придумывать и мыслить не стандартно. Но можно и их использовать в своих целях. Если взять понравившееся успешное название, проанализировать, как оно было сделано, и использовать шаблон как образец… Может получиться другое название. Причем ваш вариант может оказаться не хуже, а даже лучше исходного. А главное, в вашем названии никто не увидит использованный шаблон.

Такой метод называется Референсным.

Вопрос: Как это работает? Ответ: Клиенту нравится название Celine. Вы берете звуки, из которых состоит это слово, и «перекомпануете» в другое слово. У нас получилось слово Selet. У вас может получиться другое слово. Вторым референсом было слово Google. Мы взяли звуки и «пересобрали" их. Сначала получилось Googy, а потом Ogygo – слово, далекое от своего образца.

6.Обмануть мозг и выйти за пределы своих возможностей

Коллаборация Gentle Monster и Fendi

Ну, и напоследок о том, как выйти за пределы своих возможностей. Можно «обмануть» мозг, чтобы он не включал контроль и не блокировал творческий процесс. Для этого можно направить задачу в совершенно другое русло. В смежную к брифу область. Или попробовать отойти от конкретики и подумать над более общей темой.

Называется этот прием – метод Маскировочных заданий. И именно он помогает отойти от шаблонов и убрать само понятие «брифа» из процесса. Пустить мысль в свободное плаванье.

Вопрос: Как это работает? Ответ: Вместо того, чтобы придумывать название для очков, вы можете начать придумывать название для модного журнала. И модной digital-коллекции. Или для модного приложения. Этот метод дал мне со студентами много интересных решений. Например, мы придумали название для модного журнала Tints (от английского оттенки, цвет, тон, колорит, перелив). И оно прекрасно подошло для названия молодежного бренда очков с яркими оправами.

Подведем итоги.

Методики генерации названий: Брейншторм, Референсный, Лексическое поле, Работа со словарями, Маскировочные задания – имеют в своей основе цель – активизировать или направить работу мозга в правильное русло. Научиться этому – задача каждого креатора.

Что еще почитать?

Психология творчества, или как придумываются названия 

Секреты нейминга: методики генерации названий 

Так нравится, что хочется "украсть"

Что такое лексическое поле и что на нем "вырастает"