Как правильно собирать персональные данные на сайте, чтобы не попасть на штрафы

2025-11-01 14:39:57 Время чтения 20 мин 1062

Привет, на связи Adlook!

С мая 2025 года ужесточились штрафы за утечку персональных данных и несвоевременное уведомление Роскомнадзора о начале их обработки или факте утечки. Теперь штрафы стартуют от 10 тысяч рублей и могут достигать 500 (!) миллионов. И это не просто суммы, взятые с потолка — за последнее время уже набралось немало судебных дел, где владельцы сайтов (и компании, и физлица) получили многомиллионные штрафы.

При этом многие до сих пор не понимают, за что именно наступает ответственность и какие действия нужно предпринять, чтобы обезопасить себя. В этой статье мы заглянем в самую суть проблемы и предложим чек-лист правил, соблюдение которых поможет защитить ваш сайт от штрафов по ст. 13.11 КоАП РФ.

Как понять, что ваш сайт собирает персональные данные

Персональные данные — это информация, которая позволяет идентифицировать конкретного человека. Перечислять все составляющие не будем, но по сути к ним относятся любые личные сведения — от имени, геолокации и номера телефона до биометрии. Чтобы понять, собирает ли ваш сайт персональные данные, нужно посмотреть, какую информацию он запрашивает у посетителей.

Сбор и обработка ПДн происходят, например, если:

  1. интернет-ресурс получает технические сведения о пользователях — IP-адреса, параметры браузера, файлы cookie;
  2. на сайте есть формы, в которых пользователи вводят ФИО, телефон, адрес электронной почты — например, при подписке на рассылку, регистрации, оформлении заказа или оставлении комментариев;
  3. в интернет-магазине требуется ввести реквизиты банковской карты и контакты плательщика при оплате товаров или услуг.

Юридически понятие обработки ПДн включает любое действие с личной информацией — в том числе сбор, накопление, хранение, передачу, обезличивание, уничтожение (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Даже если полученные сведения не передаются третьим лицам, не выходят за пределы вашего ресурса и не публикуются открыто, это всё равно считается обработкой. Следовательно, владелец сайта — он же оператор персональных данных — обязан соблюдать требования законодательства: подавать уведомления в Роскомнадзор, размещать политику конфиденциальности и обеспечивать защиту информации.

Кейс из практики. Директор детской школы искусств в Магадане была привлечена к ответственности по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ: на официальной странице в сети Интернет, где осуществлялся сбор информации об учениках через форму обратной связи, отсутствовала политика обработки ПДн (постановление Хасынского районного суда Магаданской области от 22.03.2024 по делу № 5-28/2024). В этом деле виновнику штрафа удалось избежать, суд вынес только предупреждение, но обратите внимание – события происходили до 30 мая 2025 года, сейчас наказания за те же самые проступки стали суровее.

Что будет, если нарушить закон?

За нарушение правил обработки предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность — с крупными штрафами и вплоть до лишения свободы. С 30 мая 2025 года вступили в силу новые, значительно ужесточенные требования к операторам ПДн, согласно Федеральному закону от 30.11.2024 № 420-ФЗ.

Что изменилось:

  1. санкции для юрлиц теперь могут достигать 500 миллионов рублей;
  2. размер штрафа за утечку зависит от масштаба инцидента — иными словами, чем больше утекло идентификаторов или пострадало людей, тем внушительнее будет сумма ответственности;
  3. особое внимание теперь уделено утечке специальных категорий данных (например, о здоровье, религиозных убеждениях) и биометрии — штрафы за их неправомерное использование и распространение самые высокие.

В таблице ниже мы привели размеры штрафов за наиболее частые правонарушения, с которыми сталкиваются вебмастера, и по которым уже есть реальные кейсы.

На практике составов правонарушений гораздо больше, но с ними вы можете ознакомиться самостоятельно в статье 13.11 КоАП РФ. А мы перейдем к тому, как защитить свой интернет-ресурс от претензий Роскомнадзора и избежать вышеуказанных негативных последствий.

Чек-лист: главные правила для тех, кто собирает персональные данные

Чтобы максимально охватить тему, разберем 3 распространенные ситуации: 

  1. вы только планируете запустить ресурс, который будет собирать ПДн;
  2. ваш сайт в настоящее время занимается сбором ПДн;
  3. на сайте уже произошла утечка.

Рассмотрим каждый сценарий пошагово.

Ситуация 1. Запуск ресурса, который будет собирать личную информацию

Представим, что вы открываете интернет-магазин, где посетители смогут оформлять заказы с доставкой, подписываться на рассылку, а сайт при этом будет собирать cookie. Вот что потребуется сделать на старте.

Подготовьте ключевые документы

В первую очередь РКН всегда обращает внимание на наличие определенных документов на сайте и их доступное для посетителей размещение — за это проще всего оштрафовать и доказать вину владельца. Обязательными являются: политика обработки персональных данных, форма согласия на обработку, уведомление о сборе cookie при входе на ресурс, а также (согласно закону «Об информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ) контактная информация владельца ресурса — название, местонахождение, адрес электронной почты (обычно ее располагают в футере страницы).

1. Политика обработки персональных данных.

Это обязательный документ для всех операторов, которые работают с личной информацией о пользователях. В нем нужно четко указать категории собираемой информации, цели и способы работы с ней, меры по защите конфиденциальности, а также способы, которыми юзер может изменить или удалить свои сведения, если захочет. Такой документ должен быть в открытом доступе для юзеров, отвечать требованиям закона № 152-ФЗ и рекомендациям Роскомнадзора.

Обычно политику конфиденциальности публикуют в футере, пример страницы Adlook

2. Форма согласия

Оптимальный способ — использовать чек-бокс с текстом вроде «Согласен на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности» или «Регистрируясь, вы принимаете пользовательское соглашение». Сразу же в форму стоит добавить гиперссылки на политику обработки ПДн и пользовательское соглашение — для удобства пользователя, чтобы он не искал важные документы в футере.

Как форма согласия для клиента реализована на нашем сайте

Важное требование — пользователь должен лично поставить галочку в пустом чек-боксе, а его личность должна быть идентифицируема (через регистрацию, логирование IP и т.д.). Иначе суд может признать такое согласие недействительным, такие кейсы в судебной практике уже были (решение Московского УФАС от 6 ноября 2019 г. по делу № 077/05/18-11501/2019). Оператор в качестве доказательства предоставил Ф.И.О. и номер телефона пользователя, но суд указал, что для признания согласия действительным требуется техническая идентификация: логирование действия, двухфакторная проверка, подтверждение через SMS-код. Без таких мер доказать, что согласие дал конкретный пользователь, нельзя.

3. Уведомление о сборе cookie.

Куки-файлы тоже считаются персональной информацией в соответствии с ч. 1 ст. 3 закона № 152-ФЗ, так как они позволяют косвенно идентифицировать пользователя, отслеживая действия в интернете. Обычно уведомление оформляется как всплывающий баннер с краткой информацией и ссылкой на политику конфиденциальности.

Пример уведомления на платформе для бухгалтеров biznesinalogi.ru

4. Следующий блок обязательных документов — это внутренние акты оператора ПДн. Рекомендуем оформить их даже если ваш сайт зарегистрирован на ИП, вы относитесь к субъектам малого предпринимательства и локальные акты вообще не ведёте. Если у Роскомнадзора возникнут вопросы, лучше, чтобы эти документы были в наличии — оформлены и подписаны надлежащим образом. К ним относятся:

  1. Обязательство (Положение) о неразглашении для сотрудников — внутренний документ, запрещающий раскрытие клиентской информации.
  2. Приказ о назначении ответственного — фиксирует лицо, ответственное за организацию работы с ПНд и безопасность полученных сведений.

Примите технические меры

Здесь важны два ключевых момента, на которые в первую очередь обращает внимание РКН.

  1. Установите SSL-сертификат для безопасного обмена сведениями и защиты от перехвата.
  2. Проверьте, что хостинг и сервера расположены в России, если вы обрабатываете сведения о гражданах РФ. В случае утечки личной информации физлиц на зарубежные сервера вам грозят многомиллионные штрафы.

Пример из практики. В августе 2025 года одно digital-агентство из Новосибирска получило внушительный штраф — 3,2 миллиона рублей за то, что собирало заявки на свои услуги через Google Forms. Роскомнадзор выявил два нарушения: несоблюдение правила локализации (сведения о физлицах должны храниться на серверах в России) и отсутствие обязательного уведомления надзорному органу.

Пройдите регистрацию в Роскомнадзоре

РКН является надзорным органом, который ведет реестр всех операторов ПДн, и о начале сбора его обязательно нужно уведомить. Технически это сделать несложно, просто заполните форму на официальном сайте Роскомнадзора, отправьте заявление через Госуслуги или передайте его на бумажном носителе — какой способ удобней, выбирает сам оператор.

Форма уведомления на официальном портале РКН

Если такое уведомление не отправить вовремя, то вебмастеру грозит ответственность по ч.10 ст.13.11 КоАП РФ. В зависимости от правового статуса: для физлица штраф составит до 10 000 руб., а для ИП или компаний — до 300 000 руб.

Что будет после отправки? Выждите 10 рабочих дней: Роскомнадзору нужно время, чтобы внести ваш сайт в реестр операторов ПДн. Если спустя указанный срок никаких ответов не поступит, значит можно начинать сбор и обработку. РКН пришлет ответное письмо только в случае, если в отношении вашего ресурса есть ограничения или запреты.

Ситуация 2. Сайт уже работает и собирает персональные данные пользователей

Если ваш ресурс действующий, необходимо проверить корректность его работы и соответствие требованиям закона №152-ФЗ. Давайте пройдёмся по главным пунктам:

  1. политика обработки персональных данных должна быть доступна на каждой странице, обычно ссылку размещают в подвале;
  2. все формы, которые посетитель заполняет на вашем ресурсе, должны содержать ссылки на пользовательское соглашение;
  3. при входе на сайт должно появляться уведомление о сборе cookie;
  4. о любых изменениях в политике или других документах сообщайте в надзорный орган не позднее 15-го числа следующего месяца;
  5. собирайте только необходимую для конкретных целей информацию (например, если пользователь оформляет доставку товара, вы вправе запросить контакты и адрес, но не сведения о семейном положении, уровне дохода или месте его работы) и каждый раз получайте явное согласие на обработку;
  6. если на сайте установлена система Google Analytics, которая собирает данные о пользователях в РФ, необходимо убрать их отслеживающие пиксели и использовать только такие аналитические инструменты, как Яндекс Метрика и Вебмастер.

Ситуация 3. На сайте произошла утечка данных

Разберем теперь самую неблагоприятную, но вполне возможную ситуацию, когда информация о пользователях утекла в руки посторонних лиц. Никто от этого не застрахован на 100 %, а штрафы владельцу ресурса в таком случае грозят гигантские и, в зависимости от масштаба происшествия, могут доходить до нескольких миллионов рублей.

В такой ситуации действовать нужно быстро, чтобы остановить дальнейшее распространение и минимизировать негативные последствия.

1. Остановите утечку

Необходимо незамедлительно отключить серверы, заблокировать небезопасные учетные записи и закрыть внешние порты, а также отключить подозрительные каналы передачи информации.

2. Зафиксируйте и проанализируйте объем потери

Проведите сбор и фиксацию всех фактов: какие именно сведения «ушли на сторону», когда и как произошел инцидент, кто его выявил, сохраните все доказательства — они пригодятся для диалога с РКН. Если у вас не хватает опыта для ликвидации последствий, привлеките сторонних специалистов по кибербезопасности для выявления уязвимостей, устранения нарушений и разработки мер по предотвращению повторных утечек.

3. Уведомьте Роскомнадзор

По закону оператор обязан в течение 24 часов с момента обнаружения инцидента уведомить РКН, подав специальное заявление через официальный портал. В уведомлении раскрывают детали инцидента, предполагаемые причины, объем ущерба, меры по устранению и контактное лицо. Несвоевременное извещение грозит штрафами до 3 млн рублей.

4. Проведите внутреннее расследование и предоставьте в РКН расширенный отчет

В течение 72 часов после утечки необходимо провести детальное расследование, выявить точные причины, ответственных и обстоятельства произошедшего. Итоги и планы по устранению уязвимостей также направляют в Роскомнадзор.

5. Оповестите пострадавших

Если дорожите репутацией своего интернет-ресурса, не замалчивайте проблему. Важно своевременно уведомить пользователей о происшествии, чтобы помочь им защитить себя — сменить пароли, быть внимательными к возможному фишингу. Для поддержки можно также организовать контактный центр или горячую линию.

Как предотвратить незаконное распространение данных

Можно ли предотвратить утечку и обезопасить себя от негативного сценария? Да, и вот, что для этого нужно сделать.

  1. Предлагайте пользователям использовать сложные пароли — не просто qwerty или 12345678, а пароли, состоящие из букв, цифр, специальных символов и знаков разного регистра, расположенных в неочевидном порядке — а лучше всего в хаотичном.
  2. Настройте двухфакторную аутентификацию –  дополнительный код при входе, который приходит на телефон или генерируется приложением. На случай, если пароль украдут, доступ к аккаунту будет защищён. 
  3. Проинформируйте пользователей о рисках передачи аккаунта в руки третьих лиц, даже если они являются близкими людьми.
  4. Дополнительно: регулярно обновляйте программное обеспечение и следите за безопасностью своего хостинга.

Важный момент: тот факт, что сайт подвергся кибератаке извне, не освобождает владельца ресурса от ответственности. Суд не будет разбираться, по чьей вине произошла утечка данных — ответственность всё равно лежит на владельце сайта, поскольку он не обеспечил надёжную защиту информации.

Кейс из практики. Хакеры получили доступ к корпоративному сайту медицинской лаборатории, внедрили вредоносный скрипт, который позволил получить несанкционированный доступ к базе пациентов. Информация о клиентах (Ф.И.О., даты рождения, СНИЛС, адреса, номера телефонов и т.д.) была «слита» и размещена на стороннем сервисе в открытом доступе. В результате лабораторию привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ и назначили штраф в размере 60 тыс. руб. (Решение Перовского районного суда г. Москвы от 08.09.2022 по делу № 12-2741/2022). Этот кейс наглядно показывает, как важно не только правильно хранить данные, но и эффективно защищать их от кибератак.

Полезные ресурсы для отслеживания информации

С одной стороны операторам ПДн становится всё сложнее собирать личные данные, а с другой стороны – появляются новые возможности для удобного взаимодействия с надзорными органами. Чтобы всегда владеть актуальной информацией, не беспокоиться о возможных нарушениях по незнанию и спать спокойно, рекомендуем отслеживать основные изменения на официальных ресурсах. Вам пригодятся:

  1. Портал Роскомнадзора;
  2. Реестр операторов персональных данных;
  3. Справочно-правовые системы: КонсультантПлюс, ГАРАНТ, Актион — для разъяснений юристов и анализа судебной практики.
  4. Ресурсы, специализирующиеся на кибербезопасности и защите данных — Habr, Selectel и другие.

Наша статья — это только базовое руководство по теме. Для полной уверенности важно сверяться с официальными текстами законов, однако самым надежным решением будет доверить всю юридическую работу профессиональному юристу.

Если тема работы с персональными данными заинтересовала вас, рекомендуем заглянуть в наш блог.  Мы пишем о том, как:

  1. собирать и обрабатывать ПДн паблишерам,
  2. составить политику конфиденциальности,
  3. какие еще документы обычно размещают в футере (подвале) сайта и о многом другом.

Это был Adlook! Мы, как и всегда, на связи.