3% отчисления на рекламу в 2025 году: как не попасть на штрафы

2025-09-16 16:27:11 Время чтения 12 мин 2296

Привет, на связи Adlook!

Бизнесу грозят новые штрафы до полумиллиона рублей, на этот раз – за неуплату 3%-го сбора с интернет-рекламы. Причем к ответственности могут привлечь не только компании, но и ИП и самозанятых. Эти обязательные отчисления введены по закону «О рекламе» (ст. 18.2), поправки действуют уже с 1 апреля 2025 года и касаются всех, кто размещает объявления онлайн и получает с этого доход.

Если вы ничего еще не слышали о нововведениях — не переживайте. В этой статье мы подробно расскажем всё о рекламном сборе: кто платит, в какие сроки и как избежать штрафов.

О какой новой статье идет речь

Что такое трехпроцентный сбор за интеграции, и нужно ли его вам платить – объясняем в двух словах. 

С 1 апреля 2025 года в России введен новый обязательный платеж – 3% с доходов от распространения рекламы в интернете. Правило закреплено законом от 26 декабря 2024 № 479-ФЗ.

Формально такое отчисление является неналоговым платежом, поэтому порядок расчета и уплаты не был прописан в Налоговом кодексе, его отдельно должно было установить Правительство РФ. Такое постановление от 15 августа 2025 года № 1224 окончательно урегулировало механизм исполнения этой нормы.

Делать в бюджет взнос будут все, кто зарабатывает на публикации интеграций — от крупных агентств до блогеров и владельцев сайтов. Штрафы и иные санкции предусмотрены за неуплату, а также за нарушения порядка его исчисления и учета. Контроль за уплатой осуществляет Роскомнадзор через Единый реестр (ЕРИР).

Размер отчисления составляет 3% от дохода, который был получен за размещение рекламы, и уплачивается ежеквартально. Таким образом, первый платеж должен быть исчислен с суммы поступлений за второй квартал и внесен – не позднее 5 сентября 2025 года. За третий квартал, соответственно, заплатить нужно до 15 декабря и так далее.

Кто платит рекламный сбор 

Новое правило затрагивает практически всех, кто зарабатывает на интернет-рекламе в России, но есть важные исключения и особенности.

Относятся к плательщикам: 

  1. Владельцы сайтов, блогеры, администраторы пабликов и инфлюенсеры.
  2. Операторы РС — крупные платформы вроде «Яндекс Директ», VK, myTarget, Adlook.
  3. Рекламные агентства.
  4. Посредники — арбитражники, брокеры и другие, получающие комиссию за продвижение или перепродажу рекламы.

Освобождены от обязанности по закону:

  1. СМИ, информагентства, печатные издания с госфинансированием.
  2. Федеральные телеканалы и радиостанции, если сообщения размещаются на их собственных сайтах.
  3. Крупные маркетплейсы — для них разрабатываются специальные правила.

Обратите внимание, что сами рекламодатели налог не платят, кроме случаев, когда заказывают интеграцию у иностранного агентства, ориентированного на Россию. Тогда рекламодатель выступает налоговым агентом и удерживает проценты с вознаграждения.

Порядок уплаты сбора с рекламы в 2025 году

Высчитывать проценты с каждого поступления на банковский счет вам не придется, Роскомнадзор всю сложную работу сделает за плательщика.

Опираясь на данные, которые компании и физлица направляют в Единый реестр (ЕРИР), госорган ежеквартально выполняет расчет и размещает сумму в личном кабинете. Срок размещения –  не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным кварталом.  Далее у плательщика будет 10 календарных дней на то, чтобы проверить и подтвердить расчет, либо при несогласии внести уточнения. Внести средства нужно не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за отчетным. 

Например, за третий квартал РКН разместит информацию в личном кабинете до 15 ноября 2025 года. До 25 ноября субъект сможет заниматься проверкой и оспариванием данных. Уплатить отчисление нужно не позже 5 декабря 2025 года — это крайний срок.

Важно: если один из участников цепочки распространения (рекламораспространитель, оператор, посредник) полностью уплатил налог за всех, остальные освобождаются от уплаты. Это исключает двойное налогообложение одного и того же дохода.

Примеры расчета рекламного сбора

Несмотря на то, что всю счетную работу Роскомнадзор берет на себя, вы должны уметь перепроверять за системой. Возможно, в процессе работы придется оспаривать недоимку или просить вернуть излишне уплаченную сумму – это нормальная практика. 

Поэтому продемонстрируем несколько типичных примеров, как рассчитываются три процента для разных участников цепочки.

Пример 1. Доход от партнерской сети

Допустим, ваша площадка размещает объявления через партнерскую сеть и за квартал заработала на этом 150 тысяч рублей. Распределение прибыли между вами и сетью, например, 55/45:

  1. вы получаете 55% — 82 500 руб.,
  2. партнерская сеть — 45% — 67 500 руб.

Налог рассчитывается с дохода каждого участника цепочки:

  1. вы платите 82 500 × 3% = 2 475 руб.,
  2. сеть — 67 500 × 3% = 2 025 руб.

Эти суммы нужно внести через личный кабинет ЕРИР. Сделать это просто – нажмите в ЛК кнопку «Сформировать квитанцию» и появится уже заполненное платежное поручение. 

Пример 2.  Работа с посредниками 

Представим, что заказчик оплачивает агенту 15 тысяч руб. за услуги и блогеру 70 тысяч руб. за интеграцию.

В этом случае налог платят оба участника:

  1. агентство – 450 руб. (15 000 × 3%),
  2. блогер – 2100 руб. (70 000 × 3%).

Общая сумма в бюджет государства, таким образом, составит 2 550 руб.

Сам рекламодатель, напомним, в таком случае освобождается от обязанности.

Что делать при переплате или недоплате 

В личном кабинете ЕРИР: erir.grfc.ru в разделе «Мои отчисления» доступна детализация начислений. Если участник цепочки не доплатил в бюджет, РКН направляет уведомление в ЛК с просьбой предоставить обоснования. На это дается 7 рабочих дней, чтобы объяснить ситуацию и подтвердить сумму платежа. Если обоснований предоставлено не было или они неудовлетворительны, ведомство направит требование о доплате и назначит штраф по ст. 14.3 КоАП. При отсутствии платежа и продолжении игнорирования уведомления через 10 календарных дней после требования Роскомнадзор инициирует взыскание недоимки через суд.

Может быть и обратная ситуация: субъект переплатил, случайно отправил в бюджет сумму большую, чем должен был по расчету. В такой ситуации можно вернуть излишки, либо попросить зачесть их в счет будущих платежей.

Что грозит за неуплату. Размеры штрафов

Согласно ст.18.2 закона  и ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение порядка уплаты предусмотрены следующие штрафы:

  1. Для физлиц — от 2 000 до 2 500 рублей;
  2. Для ИП и должностных лиц (руководителей компаний) — от 4 000 до 20 000 рублей;
  3. Для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Обратите внимание, что штрафы уплачиваются помимо недоимки. То есть в случае возбуждения административного дела против неплательщика, ему будут доначислен как налог за весь период неуплаты, так и взысканы штрафные санкции по ст. 14.3 КоАП.

Как новый сбор отразится на рынке рекламных услуг

Скорее всего, длинные цепочки посредников станут финансово невыгодными из-за необходимости вносить налог с каждого звена. Это простимулирует оптимизацию и упрощение схем работы. Агентства будут все чаще заключать агентские договоры, чтобы уплачивать налог только с комиссии, а не со всего бюджета.

Ожидается, что и рекламные бюджеты могут немного вырасти, так как компании будут закладывать налог в стоимость услуг. Это дополнительно повысит стоимость размещения объявлений и усилит медиа инфляцию, что, в свою очередь, может повлиять на цены товаров и услуг на конечном рынке. Малому бизнесу, который сильно зависит от интернет-рекламы, будет сложнее: расходы на продвижение поднимутся, и конкурировать станет тяжелее. А вот крупные компании смогут легче вписаться в новые условия и еще больше укрепят позиции на рынке.

В блоге Adlook уже есть полная статья на эту тему, где мы рассказываем о ситуации изнутри, с точки зрения плательщика. Adlook, как рекламная сеть, готова взять на себя обязательства по оплате сбора с III квартала 2025 года. Эта компенсация станет дополнительным бонусом для наших партнеров – вебмастеров и владельцев веб-сайтов, которые уже зарабатывают на рекламе или только хотят начать. Чтобы узнать подробности, переходите в блог и ознакомьтесь с полным материалом.

Это был Adlook! Мы, как и всегда, на связи.