Привет, на связи Adlook!
Бизнесу грозят новые штрафы до полумиллиона рублей, на этот раз – за неуплату 3%-го сбора с интернет-рекламы. Причем к ответственности могут привлечь не только компании, но и ИП и самозанятых. Эти обязательные отчисления введены по закону «О рекламе» (ст. 18.2), поправки действуют уже с 1 апреля 2025 года и касаются всех, кто размещает объявления онлайн и получает с этого доход.
Если вы ничего еще не слышали о нововведениях — не переживайте. В этой статье мы подробно расскажем всё о рекламном сборе: кто платит, в какие сроки и как избежать штрафов.
Что такое трехпроцентный сбор за интеграции, и нужно ли его вам платить – объясняем в двух словах.
С 1 апреля 2025 года в России введен новый обязательный платеж – 3% с доходов от распространения рекламы в интернете. Правило закреплено законом от 26 декабря 2024 № 479-ФЗ.
Формально такое отчисление является неналоговым платежом, поэтому порядок расчета и уплаты не был прописан в Налоговом кодексе, его отдельно должно было установить Правительство РФ. Такое постановление от 15 августа 2025 года № 1224 окончательно урегулировало механизм исполнения этой нормы.
Делать в бюджет взнос будут все, кто зарабатывает на публикации интеграций — от крупных агентств до блогеров и владельцев сайтов. Штрафы и иные санкции предусмотрены за неуплату, а также за нарушения порядка его исчисления и учета. Контроль за уплатой осуществляет Роскомнадзор через Единый реестр (ЕРИР).
Размер отчисления составляет 3% от дохода, который был получен за размещение рекламы, и уплачивается ежеквартально. Таким образом, первый платеж должен быть исчислен с суммы поступлений за второй квартал и внесен – не позднее 5 сентября 2025 года. За третий квартал, соответственно, заплатить нужно до 15 декабря и так далее.
Новое правило затрагивает практически всех, кто зарабатывает на интернет-рекламе в России, но есть важные исключения и особенности.
Относятся к плательщикам:
Освобождены от обязанности по закону:
Обратите внимание, что сами рекламодатели налог не платят, кроме случаев, когда заказывают интеграцию у иностранного агентства, ориентированного на Россию. Тогда рекламодатель выступает налоговым агентом и удерживает проценты с вознаграждения.
Высчитывать проценты с каждого поступления на банковский счет вам не придется, Роскомнадзор всю сложную работу сделает за плательщика.
Опираясь на данные, которые компании и физлица направляют в Единый реестр (ЕРИР), госорган ежеквартально выполняет расчет и размещает сумму в личном кабинете. Срок размещения – не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным кварталом. Далее у плательщика будет 10 календарных дней на то, чтобы проверить и подтвердить расчет, либо при несогласии внести уточнения. Внести средства нужно не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за отчетным.
Например, за третий квартал РКН разместит информацию в личном кабинете до 15 ноября 2025 года. До 25 ноября субъект сможет заниматься проверкой и оспариванием данных. Уплатить отчисление нужно не позже 5 декабря 2025 года — это крайний срок.
Важно: если один из участников цепочки распространения (рекламораспространитель, оператор, посредник) полностью уплатил налог за всех, остальные освобождаются от уплаты. Это исключает двойное налогообложение одного и того же дохода.
Несмотря на то, что всю счетную работу Роскомнадзор берет на себя, вы должны уметь перепроверять за системой. Возможно, в процессе работы придется оспаривать недоимку или просить вернуть излишне уплаченную сумму – это нормальная практика.
Поэтому продемонстрируем несколько типичных примеров, как рассчитываются три процента для разных участников цепочки.
Допустим, ваша площадка размещает объявления через партнерскую сеть и за квартал заработала на этом 150 тысяч рублей. Распределение прибыли между вами и сетью, например, 55/45:
Налог рассчитывается с дохода каждого участника цепочки:
Эти суммы нужно внести через личный кабинет ЕРИР. Сделать это просто – нажмите в ЛК кнопку «Сформировать квитанцию» и появится уже заполненное платежное поручение.
Представим, что заказчик оплачивает агенту 15 тысяч руб. за услуги и блогеру 70 тысяч руб. за интеграцию.
В этом случае налог платят оба участника:
Общая сумма в бюджет государства, таким образом, составит 2 550 руб.
Сам рекламодатель, напомним, в таком случае освобождается от обязанности.
В личном кабинете ЕРИР: erir.grfc.ru в разделе «Мои отчисления» доступна детализация начислений. Если участник цепочки не доплатил в бюджет, РКН направляет уведомление в ЛК с просьбой предоставить обоснования. На это дается 7 рабочих дней, чтобы объяснить ситуацию и подтвердить сумму платежа. Если обоснований предоставлено не было или они неудовлетворительны, ведомство направит требование о доплате и назначит штраф по ст. 14.3 КоАП. При отсутствии платежа и продолжении игнорирования уведомления через 10 календарных дней после требования Роскомнадзор инициирует взыскание недоимки через суд.
Может быть и обратная ситуация: субъект переплатил, случайно отправил в бюджет сумму большую, чем должен был по расчету. В такой ситуации можно вернуть излишки, либо попросить зачесть их в счет будущих платежей.
Согласно ст.18.2 закона и ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение порядка уплаты предусмотрены следующие штрафы:
Обратите внимание, что штрафы уплачиваются помимо недоимки. То есть в случае возбуждения административного дела против неплательщика, ему будут доначислен как налог за весь период неуплаты, так и взысканы штрафные санкции по ст. 14.3 КоАП.
Скорее всего, длинные цепочки посредников станут финансово невыгодными из-за необходимости вносить налог с каждого звена. Это простимулирует оптимизацию и упрощение схем работы. Агентства будут все чаще заключать агентские договоры, чтобы уплачивать налог только с комиссии, а не со всего бюджета.
Ожидается, что и рекламные бюджеты могут немного вырасти, так как компании будут закладывать налог в стоимость услуг. Это дополнительно повысит стоимость размещения объявлений и усилит медиа инфляцию, что, в свою очередь, может повлиять на цены товаров и услуг на конечном рынке. Малому бизнесу, который сильно зависит от интернет-рекламы, будет сложнее: расходы на продвижение поднимутся, и конкурировать станет тяжелее. А вот крупные компании смогут легче вписаться в новые условия и еще больше укрепят позиции на рынке.
В блоге Adlook уже есть полная статья на эту тему, где мы рассказываем о ситуации изнутри, с точки зрения плательщика. Adlook, как рекламная сеть, готова взять на себя обязательства по оплате сбора с III квартала 2025 года. Эта компенсация станет дополнительным бонусом для наших партнеров – вебмастеров и владельцев веб-сайтов, которые уже зарабатывают на рекламе или только хотят начать. Чтобы узнать подробности, переходите в блог и ознакомьтесь с полным материалом.
Это был Adlook! Мы, как и всегда, на связи.