Сравнение рейтингов Sostav.ru и АКАР

2025-12-16 12:23:10 Время чтения 11 мин 454

Одно из важнейших событий 2025 года – появление в индустрии нового рейтинга – Национального рейтинга рекламных агентств от Sostav.ru. Этот проект стал предметом острых дискуссий в отрасли. В то же время при планировании участия в маркетинговых и рекламных фестивалях многие бренды и агентства учитывают, как повлияют награды на положение в разных рейтингах. Эта статья должна облегчить задачу.

Национальный рейтинг рекламных агентств (далее - НРРА) от Sostav.ru и Рейтинги креативности (далее - РК) и эффективности (далее – РЭ) АКАР строятся по сходным принципам: положение в них зависит от количества и уровня наград, полученных на топовых индустриальных фестивалях. Но есть и ряд важных различий, которые подробно разобраны ниже.

Сравнительный анализ подходов к построению НРРА и РК/РЭ на основании положений и регламентов, опубликованных на сайтах Sostav.ru и АКАР:

·       структура категорий рейтингов,

·       составление пула фестивалей и премий,

·       веса фестивалей и премий,

·       учет номинаций в рейтингах,

·       переход баллов между годами,

·       распределение баллов между участниками проекта,

·       частота обновления рейтингов,

·       наличие подробной информации о расчете баллов и базы кейсов,

·       присутствие в рейтинге инхаус-команд брендов

Разделение внутри рейтинга по категориям

Одна и та же номинация конкретного фестиваля может относиться к разным категориям, в зависимости от структуры рейтинга, и это нужно учитывать при планировании участия в премиях. Например, награда в номинации Silver Mercury «E11. BEST PURPOSEFUL PR CAMPAIGN / Лучшая общественно значимая PR-кампания» в РК учитывается в категории «Социальная реклама и социально значимые коммуникации». Но в НРРА отдельной категории для социальных проектов нет, и та же награда дает баллы в PR.

Как определяется пул фестивалей и премий, по результатам которых строится рейтинг, и их веса

Учет номинаций фестивалей в различных категориях рейтингов

Переход баллов между годами

Распределение баллов за победы между несколькими компаниями

Частота обновления рейтинга

Возможность проверить, как рассчитаны баллы у любого участника, за какие награды и работы, наличие базы компаний и кейсов

Присутствие в рейтинге не только агентств, но и инхаус-команд брендов

В РК/РЭ, согласно Положению на 2026 год, могут быть включены только агентства. В НРРА учитываются и те, и другие, и у части агентств это вызывает опасения, поскольку у брендов больше финансовые возможности для оплаты заявок на фестивали, что ставит участников рейтинга в заведомо неравные условия.

Поскольку бренды сейчас все активнее участвуют в фестивалях, в частности ради вдохновения инхаус-команд и привлечения талантливых кадров, логично отражать их награды в рейтингах. Это не делает рейтинги менее значимым ориентиром при выборе подрядчиков, а агентствам даже придает дополнительную статусность, когда они в отраслевом рейтинге стоят на соседних местах с крупными брендами рекламодателей. Кроме того, такой подход полезен для развития индустрии, поскольку стимулирует крупные компании участвовать в конкурсах. В результате фестивали могут активнее развиваться, а участники индустрии видят больше кейсов-бенчмарков, на которые можно ориентироваться.

На текущий момент у индустрии есть два ориентира: рейтинги РК/РЭ, где учитываются и конкурируют между собой только агентства, и НРРА, где можно увидеть соотношение сил между агентствами и инхайс-командами.

Елена Корниенко, фестивальный кейс продюсер, CEO Fest Keys:
«Появление нового значимого рейтинга неизбежно будет влиять на фестивальные стратегии игроков рынка, а высокое положение в нем можно использовать и как инфоповод, и как подтверждение профессионального уровня и надежности компании, и для развития HR-брендов. Для многих креативных, коммуникационных и медиа агентств оно важно, поскольку, как минимум, часть брендов учитывает наличие наград и присутствие в рейтингах при выборе подрядчиков для приглашения в тендер.

Со стороны клиентов FestKeysмы видим множество запросов на присутствие и в рейтингах АКАР, и в рейтинге Sostav.ru. И мы учитываем их при разработке фестивальных стратегий».
Александра Корбан, PR-директор АКАР: «Рейтинги — это мощный инструмент для повышения прозрачности и стимулирования конкуренции в отрасли, но только если они построены на честных и ясных правилах. Недавно (10 ноября 2025 г.) Собранием АКАР были утверждены ключевые принципы, которым должен следовать любой индустриальный рейтинг:

1. Коллегиальность и экспертность членов Комиссии;
2. Прозрачность методологии;
3. Объективность на основе проверяемых данных и независимость экспертов;
4. Легитимность. Признание и доверие рынка;
5. Равенство условий и актуальность оценок.

Рейтинг, не отвечающий этим принципам, не может считаться индустриальным. В Национальных рейтингах креативности и эффективности АКАР мы реализуем этот подход через Комиссию по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР, включающую 52 компании, и Комиссию по весам, в которую входят ТОП-10 победителей прошлого года. Это гарантирует отсутствие ангажированности, высокую экспертизу и доверие со стороны рынка».
Маргарита Щербакова, исполнительный директор Sostav.ru:
«Национальный рейтинг рекламных агентств Sostav.ru — это не просто список успешных проектов, а карта надёжных партнёров.

В отличие от других рейтингов, которые часто фиксируют лишь сиюминутный успех, наш рейтинг — это рабочий инструмент для рекламодателей. Мы оцениваем не только яркость победы, но и устойчивость результата, системность работы и способность агентства масштабировать успех. Благодаря уникальной методологии и строгим критериям, мы сглаживаем эффект «случайного взлёта» и предлагаем клиентам выбор из тех, кто не просто создал один громкий кейс, а кто реально обладает ресурсами и компетенциями для долгосрочного сотрудничества.

Наш рейтинг — это одновременно и навигатор по десяти ключевым специализациям рынка, и самая полная база знаний, которая помогает проводить глубокие отраслевые исследования».
Екатерина Аннинская, CMO Smart Expertise Group:
 «Итоги сравнительного анализа и интерес брендов и агентств к обоим проектам показывают, что рейтинги АКАР и Sostav.ru, с учетом всех сходств и различий, не дублируют, а дополняют друг друга. И работают на общие задачи: повышение прозрачности индустрии, ее активное развитие и усиление фестивалей как площадки для обмена ценным опытом, формирования бенчмарков и нетворкинга.

Отдельная благодарность команде Sostav.ru за то, что создали удобную и прозрачную базу данных и по участникам рейтинга, и по кейсам. Такой базы очень не хватало индустрии, и она станет ценнейшим инструментом для креаторов и маркетологов как со стороны брендов, так и со стороны агентств».

* * *

Детальный анализ рейтингов Sostav.ru и АКАР, строящихся по итогам отраслевых фестивалей и премий, провела Екатерина Аннинская на основе информации, находящейся в открытом доступе, и своего 15-летнего практического опыта участия в фестивалях и рейтингах.

Команда Fest Keys работает с различными брендами и агентствами, занимает независимую позицию в индустрии и учитывает при построении фестивальных стратегий все рейтинги, в зависимости от запросов и потребностей клиентов.

Благодарим за комментарии коллег из Sostav.ru и АКАР.

Мы надеемся, что эта статья полезна для участников индустрии. Команда Fest Keys готова проанализировать ваше положение в рейтингах и составить фестивальную стратегию с учетом целей вашего бизнеса. Запросы пишите на почту marketing@smartexpertise.ru.

Больше полезных материалов - в телеграм-канале Fest Pulse.