Интернет-мем как товарный знак

2017-04-21 07:59:40 2541

Термин «мем» впервые употребил оксфордский профессор Ричард Докинз в своей книге о генетике «Эгоистичный ген» в 1976 году. Мем, по Докинзу, — единица культурной информации, способная размножаться. Это определение приобрело новое значение с развитием Всемирной паутины.

На самом деле можно, но не всегда актуально.

Интернет-мем – это любая информация, которая спонтанно приобретает популярность в сети Интернет.

Мемом могут стать любые

  • картинки

  • выражения

  • жесты

  • видео, звуки.

Использовать мем для привлечения внимания к продукту – распространенный коммерческий ход.

Как сделать так, чтобы только вы могли использовать мем в коммерческих целях?

Есть два варианта:

  1. Придумать оригинальный мем, который будет охраняться авторским правом.

Придумать свое обозначение – легко. Сделать из него мем – сложно, так как нельзя с точностью предугадать реакцию интернет-пользователей. Если вам все же удалось превратить обозначение в мем, вы, как автор произведения, можете запрещать его использование другим лицам.

ВАЖНО: Не включайте в свое обозначение изображение реального человека, если только это не вы сами, или если вы получили разрешение на использование изображения.

По закону: никто не может распространять изображение человека без его согласия.

Создатель мема «Техновикинг»

пренебрег этим правилом, за что заплатил €8 тыс. компенсации мужчине, изображенному на картинке.

2.Зарегистрировать уже существующий мем в качестве товарного знака.

Этим вариантом уже воспользовались многие компании. Например, в 2008 году поставщик морепродуктов «Ледово» зарегистрировал в качестве товарного знака мем «Йа креведко». В 2012 году производитель сериалов для СТС — Yellow, Black and White Group — зарегистрировала товарный знак «Ржунимагу». В 2014 году «Военторг» зарегистрировал мем «Вежливые люди».

После регистрации мема в качестве товарного знака вы получаете на него исключительное право. Никто не сможет использовать в коммерческих целях этот мем, без вашего разрешения.

Главный минус этого варианта: на смену старым мемам быстро приходят новые, а на регистрацию товарного знака уходит примерно 12 месяцев.

К тому моменту, когда вы получите свидетельство на товарный знак, про мем уже могут все забыть, и он не принесет вам ожидаемой выгоды.

Что делать, если вы зарегистрировали мем, а он уже не популярен?

  1. Дать мему «вторую» жизнь.

Так на протяжении уже 5 лет существует мем «Grumpy Cat» «Сердитый кот»

периодически появляется в рекламах, телешоу, где его заново фотографируют и создают новые мемы. Хозяева «сердитого кота» зарегистрировали серию товарных знаков, производят одежду и сувениры, продают лицензии на использование товарных знаков с изображение кота.

2. Использовать мем как обычный товарный знак.

В 2011 году саратовский предприниматель Игорь Мешков зарегистрировал мем «Тро-ло-ло» и открыл одноименное кафе быстрого питания. Менеджер по маркетингу кафе «Тро-ло-ло» рассказала «Известиям»: «Сейчас мы уже не ассоциируем себя с мемом, мы уже самостоятельный бренд. На тот момент, когда точку только открывали, это было актуально, но нужно всегда учитывать, что мемы быстро забываются — они могут работать на компанию максимум несколько месяцев».

Источник