Верховный суд отклонил заявления петербургских компаний о признании недействующим рекламного ГОСТа. Истцами по административному делу выступали операторы «Реклама-Центр» и «Нева-Спорт». Они пытались оспорить ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений.

Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», принятого в 2003 году, а также поправки от 2009 года. Эти изменения запрещают размещать наружную рекламу над проезжей частью, обочинами дорог и на разделительных полосах.

Заявители утверждали, что ГОСТ противоречит закону «О техническом регулировании», а также нарушает права и свободы в сфере предпринимательской деятельности. Как пояснили представители компаний, с 1 сентября 2011 года ГОСТ утратил определенность в части обязательности его применения. Подразделения МВД все чаще выносят предписания о демонтаже рекламных конструкций, ссылаясь на требования отраслевого стандарта.

Ранее управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев говорил, что 90% существующих конструкций нарушают те или иные требования ГОСТа. Игроки рекламного рынка жаловались, что документ был разработан без участия экспертов и основывался на устаревших нормах.

Властям неоднократно предлагали отказаться от слишком жестких норм, но правительство потребовало от муниципалитетов привести все места под рекламоносители в строгое соответствие ГОСТу.

Результаты оказались плачевными. Так, в Санкт-Петербурге схема размещения наружной рекламы «съежилась» с 9692 до 532 конструкций. Решение вызвало протесты бизнесменов, и местная Ассоциация операторов наружной рекламы направила обращение губернатору Георгию Полтавченко с просьбой приостановить действие ГОСТа.

Теперь предприниматели и сами власти, которые боятся потерять значительный источник доходов в бюджет, надеются на Евразийский союз. Его участники должны утвердить единый техрегламент, который скорректирует требования ГОСТа. Соглашение придаст документу рекомендательный характер.

Между тем ситуация на российском рынке наружной рекламы остается тяжелой. По итогам третьего квартала сегмент показал нулевой рост в рублях (АКАР), официальные данные по четвертому кварталу пока не представлены но аналитики говорят о минусовых показателях. По прогнозам Goldman Sachs, наружная реклама в 2015 году покажет порядка минус 30%.