Иллюстрация facebook.com/tusovkaK

 

Конфликты между клиентами и агентствами – нередкое явление для рекламного рынка, но их участники предпочитают не выносить «сор из избы». Однако бывают исключения. Яркий тому пример - скандал вокруг проекта #прокачаемтусудома для бренда «Клинское», в котором принял участие рэпер Xzibit. Экс-сотрудники Grape Ника Глазунова и Владимир Пашковский заявили об авторстве в этом проекте и собираются подавать в суд на "Сан ИнБев" за неоплату их услуг по созданию креативной платформы.

В мае американский рэпер получил должность креативного консультанта бренда «Клинское». В рамках сотрудничества Xzibit стал лицом забавного проекта #прокачаемтусудома; вместе со своей командой рэпер занялся обновлением старых российских квартир ради сногсшибательных вечеринок, одну из которых уже показал в музыкальном ролике. В разработке концепции проекта, согласно официальным credits, участвовали агентства Havas Worldwide Moscow и MOST Creative Club. Реализацией проекта занималось агентство Havas Worldwide Moscow, продакшн осуществляла Fresh Production.

Однако у проекта неожиданно нашлись и другие авторы, которым не нашлось место в проектной группе. Известные специалисты Ника Глазунова и Владимир Пашковский обнародовали в Facebook историю их сотрудничества с компанией "Сан ИнБев". Команда работала над проектом для бренда «Клинское» через компанию Fresh Production. Они разработали проект Koresh, в рамках которого нашли начинающего рэпера - будущего героя акции #прокачаемтусудома и записали с ним клип. После этого в рамках кампании исполнитель стал героем вирусного ролика. В завершение проекта планировалось снять музыкальный клип с Корешем и американским рэпером Снуп Доггом.

 

Музыкальный клип Кореша

 

Вирусный ролик с Корешем

 

Как рассказали Sostav.ru авторы поста, сотрудничество команды и компании "Сан ИнБев" было закреплено лишь устным договором о том, что оплату за услуги Ника Глазунова и Владимир Пашковский получат в случае реализации проекта до конца, включая музыкальный клип со Снуп Доггом. "Если же нам по каким-то причинам не дают довести проект до конца, то мы получаем "отступные" в виде компенсации за передачу прав и т.д. Но в цифровом виде эта сумма нигде не была зафиксирована, потому что до последнего все притворялись, что такого просто не может быть", - пояснила г-жа Глазунова в беседе с нашим корреспондентом.

Позже у авторов возник конфликт с клиентом на почве расхождения творческих взглядов на дальнейшее развитие кампании. Из-за разногласий компания "Сан ИнБев" прекратила сотрудничество с прежней командой. В дальнейшем производитель выбрал нового партнера в лице агентства MOST Creative Club, выигравшего тендер пивоваренной компании, и агентства Havas Worldwide Moscow.

 

Музыкальный ролик с Экзибитом

 

Ника Глазунова описывает свой единственный о сотрудничестве документ так: "Там была символическая сумма в 5000 рублей, потому что со стороны Fresh Production это звучало как простая формальность, о том что мы передаем не исключительные авторские права, а всего лишь результаты тех услуг, которые мы оказали - презентации, сценарии и.т.д., и за которые до этого получали деньги". По ее словам, документ был подписан задним числом - в почтовой переписке г-жа Глазунова подписала его 29 января 2015 года, а сам договор датирован 22 августа 2014 года.

Теперь рекламисты консультируются с юристом и планируют подавать в суд на пивоваров, ссылаясь на нарушение законодательства и на работу по "черным схемам". По их словам, даже оплата в размере 5 тысяч рублей, заявленная в договоре, не была проведена, что уж говорить об обещанных отступных.

Параллельно команда ведет своеобразную коммуникационную кампанию в соцсетях, чтобы "создать осведомленность у всех игроков рынка о нечестных черных схемах, которые активно используются: работа без договора, принуждение к оплате в "черную" в конвертах, заключение договоров о передаче прав "задним числом", постоянная ложь". "Я хочу сказать всем участникам, фрилансерам, специалистам и т.д. - учитесь на нашем печальном опыте, не работайте с агентствами с мутной репутацией, по черным схемам и тд. И тогда вы будете защищены и все у всех будет хорошо", - говорит г-жа Глазунова.

Напомним, что это уже не первая подобная история с "Сан Инбев". В прошлом году глава агентства Good Moscow Григорий Сорокин сообщал в соцсетях о конфликте вокруг создания ролика с американским актером Дэвидом Духовны для бренда "Сибирская корона". По обсуждавшейся на рынке версии, клиент передал созданную агентством концепцию компании Fresh Production и попытался отодвинуть креативщиков от проекта. Тогда все удалось решить полюбовно: в credits фигурировали и Good, и Fresh.

В этот раз полюбовно договориться, видимо, не удастся. Креативщики настроены решительно, да и в "Сан Инбев" готовы к суду.

 

Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ОАО "САН ИнБев"

САН ИнБев отмечает широкий интерес общественности к акции. Проект действительно масштабный и на наш взгляд успешный, потребовал участия профильных подрядчиков. Отношения с любым партнером нашей компании основаны исключительно на принципах законности, честности и справедливости. Во взаимотношениях с партнерами компания всегда в полном объеме исполняет свои обязательства.

Мы благодарны всем участникам проекта за высочайший уровень вовлеченности и профессионализма, позволившие достичь выдающихся результатов.

Мы уважаем любое мнение о проекте и нашей работе, но оставляем за собой право не комментировать его. Компания "САН ИнБев" всегда ведет только добросовестные отношения с партнерами, и этот проект не исключение, и также готова отстаивать свои интересы, в том числе и в суде.

 

У компании Fresh Production, нанявшей двух специалистов для разработки проекта, на эту историю собственный взгляд, кардинально отличающийся от мнения Ники Глазуновой. По словам генерального директора Мишеля Шениара, на протяжении сотрудничества авторы получали по 130-150 тысяч рублей в месяц и получили все гонорары по итогам работы, кроме 7 тысяч рублей. Их невозможно перевести на счет без данных СНИЛС, а Ника Глазунова и Владимир Пашковский не могут предоставить их с января месяца.

 

Мишель Шениара, генеральный директор Fresh Production

Придумывают идеи и стратеги, очень многие порой бывают гениальными. Но продать свой креатив - вот где самая большая заслуга, а для этого рекламщику необходимо уметь красиво "танцевать". Ребята заблуждаются насчет себя, они считают себя творцами, а должны быть рекламщиками. Имеют полное право обратиться в суд с претензией к Fresh Production, так как доументы подписаны с нами и нанимал на проект их лично я.

Представьте себе, что инженер на заводе встанет и скажет: "Вы все **дарасы, этот самолет не полетел бы без придуманных мной шурупов". Конец додумывайте сами. Думаю, такое бывает, просто не в нашей деревне. Надеюсь, эта история на этом закончится и ребята далее будут решать вопросы правовыми методами.

 

За мнением о сложившейся ситуации Sostav.ru обратился к двум агентствам, которые участвовали в работе над проектом #прокачаемтусудома. В Havas WW комментировать ситуацию отказались. 

 

Даниил Филин, директор MOST Creative Club

Мы получили вводные по активациям, которые были в 2014 году, платформу «тусовок» и задачу разработать на этой базе проект, который позволит уйти от персонажа Кореша.

В результате мы придумали прокачивать хрущевки и звезду, Xzibit, который это будет делать. Дальше над проектом работал продакшн, но креативная основа практически не изменилась.

 

Кто прав, а кто виноват в этой ситуации - покажет только суд, если до него все-таки дойдет. А между тем проект с американским рэпером набирает популярность и миллионы просмотров в Сети. Так что клиент свою задачу выполнил в любом случае.

А для креативщиков эта история - напоминание, что только прозрачные схемы работы могут их защитить в случае проблем.