Иллюстрация

 

Депутат Виктор Звагельский повторно внес поправки, касающиеся использования людей и животных в рекламе алкоголя. Напомним, что он предлагал отменить запрет с условием, что образы являются частью товарной марки. Законопроект находится на рассмотрении с октября, но пока не получил безоговорочной поддержки от парламентариев и профильных ведомств.

В первом варианте предлагалось снять запрет даже для брендов, которые не зарегистрировали образы людей и животных в качестве составных и неотъемлемых частей. Поэтому правительство отметило, что послабления необходимо сделать только для производителей, кто применяет их исторически и официально закрепил данные изображения.

Звагельский решил доработать законопроект в соответствии с рекомендациями. Целью поправок является снятие излишних ограничений для глобальных компаний, которые уже давно сделали людей и животных частью своих товарных знаков и фирменных наименований.

К таким брендам относятся ром Bacardi (летучая мышь на красном фоне) и Captain Morgan (пират), водка Grey Goose (белый журавли в оригинальном документе, но на самом деле это гусь), виски Scottish Collie и Black & White (собаки), Johnnie Walker (прогуливающийся человек), джин Beefeater (страж лондонского Тауэра).

Сейчас владельцы этих алкогольных брендов фактически не могут продвигать их в России. Реклама разрешена только в местах продаж, при этом повесить логотип в магазине нельзя — только изображение бутылки целиком. Это достаточно странная и спорная ситуация, отмечал директор «РусБренда» Алексей Поповичев.

За изменение закона «О рекламе» выступили Федеральная антимонопольная служба, Минэкономразвития, Росалкогольрегулирование, Минобрнауки, Минпромторг, Минфин, Роспатент и Минюст. Против были настроены Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, а также Государственно-правовое управление при президенте.

Эксперты опасались, что полная отмена запрета приведет к злоупотреблениям. Ряд профильных ведомств рекомендовали депутату серьезно доработать законопроект. На данный момент он находится на рассмотрении и не отозван автором.

 


Виктор Звагельский. Фото РИА Новости

 

Запрет на использование образов людей и животных, в том числе анимационных, в рекламе алкогольной продукции действует с июля 2012 года. Он распространяется на составные элементы зарегистрированных в установленном порядке товарных знаков, фирменных наименований или коммерческих обозначений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Производителям пива запретили использовать образы людей и животных в рекламных сообщениях в 2004 году.

Последние годы продажи водки постепенно снижались, но эксперты не связывают это с упомянутым запретом. На рынок влияло жесткое госрегулирование: запрет на рекламу алкоголя в медиа, повышение акцизов, ограничение времени продаж и драконовские требования к продавцам. С 1 февраля 2015 года минимальная розничная цена 0,5 л водки составляет 185 рублей. По данным Центра разработки национальной алкогольной политики, в 2014 году продажи водки сократились на 8%. Исследовательская компания GfK говорит о падении на 13–15%.

Одновременно снижалось потребление пива. Только в I квартале 2015 года российский рынок сократился на 9%. За четыре года доля пивной категории среди рекламодателей на ТВ упала в 4 раза в денежном выражении. Ситуацию немного изменило смягчение закона, которое разрешило размещение, распространение рекламы пива и пивных напитков во время трансляции спортивных соревнований, а также на специализированных телеканалах и радиостанциях. Облегчить жизнь остальным производителям алкоголя не удалось.