Крупнейший по выручке и второй по числу ресторанов игрок на мировом рынке фаст-фуда - McDonald's - на фоне спада продаж собрался снижать цены на своем основном рынке - в Северной Америке. До этого он ввел множество маркетинговых и бизнес-решений, призванных переломить кризисную ситуацию. В России у сети положение более серьезное, однако американский опыт местные владельцы ресторанов учитывать не будут.

Cо следующего года McDonald’s позволит клиентам выбирать несколько продуктов по цене $2: McDouble, McChicken, маленькая картошка фри и моцарелла. Предложение внести такие изменения в национальное меню положительно восприняли франчайзинговые партнеры сети, которые в последнее время были крайне недовольны политикой McDonald’s в отношении корректировок меню и требований к персоналу.

На североамериканском рынке компания не первый год переживает кризис. Продажи сети фаст-фуда продолжают сокращаться: корпорация снизила чистую прибыль в апреле-июне на 13% — до $1,2 млрд, или $1,26 в расчете на акцию, по сравнению с $1,39 млрд, или $1,4 на акцию, за аналогичный период годом ранее.

Из плачевного положения компания старается вырваться разными способами. Генеральный директор McDonald's Стив Истербрук, недавно возглавивший компанию, разработал масштабный антикризисный план. Меры предполагают существенное сокращение корпоративных издержек, повышения качества продукции и сокращение структуры менеджмента.

 


Иллюстрация depositphotos.com

 

Франчайзинговые партнеры McDonald's восприняли этот план как издевательство. За последние 5 лет арендная плата выросла на 26% до 6,1 млрд. долларов, а выручка партнеров сети, напротив, сократилась - с 2,5 млн. долларов с ресторана в 2013 году до 2,4 млн. долларов годом позже.

Эти и другие изменения вынудили отказаться от ресторанов самых преданных франчайзи, например - предпринимателя Аль Джарвиса из Мичигана, который сотрудничал с компанией последние полвека 50 лет. Число закрытых ресторанов McDonald's в США в этом году впервые с 1970 года превысит количество открытых заведений.

Оценив свои потери, McDonald's начал обращаться к новым маркетинговым инструментам. Одним из них является в определенной степени копирование модели Subway: сеть открыла киоски, позволяющие потребителям самостоятельно выбрать начинку для бургеров. Корректировки формата работы с потребителями в McDonald's проходят в рамках внедрения новой программы бургеров в сети ресторанов быстрого питания - ChefCrafted вместо TasteCrafted.

Также компания ввела опцию, когда самый популярный вид комплексного питания - завтраки от McDonald's - стали доступны потребителям весь день. Ну и, наконец, последняя на сегодняшний день мера - снижение цены на продукцию: потенциально самая действенная.

Положение дел на российском рынке у McDonald's также весьма плачевное: по итогам прошлого года чистая прибыль ресторанной сети в России сократилась на 42,5%, до 3,1 млрд. рублей.

Однако ни один из перечисленных выше инструментов для выхода из кризиса в нашей стране не применялся: ни завтрак целый день, ни сборные сэндвичи, да и цены компания также снижать не планирует, о чем Sostav.ru сообщила Оксана Белайчук, старший менеджер по связям с общественностью «Макдоналдс» в России.

На российском рынке McDonald's намерен "отбивать" свои потери другим способом: в августе сеть заключила первый крупный франчайзинговый договор со структурами кемеровского ОАО "Инрусинвест". Согласно условиям договора, несколько ресторанов открылись в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и Алтайском крае.

В 2016 году "Инрусинвест" планирует запустить еще семь точек: три в Новосибирске, две в Барнауле, по одной в Бердске и Кемерово. Однако, поможет ли расширение сети нарастить выручку на фоне снижения покупательской способности населения, возможного запрета рекламы фаст-фуда и антизападных настроений, большой вопрос.