Правительству РФ поручили подумать над ограничением рекламы лекарственных препаратов. Представить свои предложения по изменению законодательства кабмин должен до 20 июля 2016 года. Перечень поручений был составлен по итогам форума «За качественную и доступную медицину!», который провел «Народный фронт «За Россию». В понедельник президент Владимир Путин утвердил этот список.

Напомним, что форум ОНФ прошел в начале сентября. Тогда глава государства выступил за урегулирование рекламы лекарств: «Нужно контролировать и выработать систему, какие-то принципы, потому что сейчас действует только один принцип - принцип рынка: продвижение продукции любой ценой». По словам Путина, необходимо сделать так, «чтобы и лекарственную продукцию продвигать, не убивая совсем рекламу, но в то же время не «забюрократить» принятые решения».

В Общероссийском народном фронте рады, что "наверху" услышали их предложение. На этой неделе ОНФ поднимет вопрос об ограничении в Госдуме, где состоится круглый стол «Реклама медицинских препаратов в СМИ».

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева заявила, что ограничивать рекламу лекарств необходимо не только в СМИ, но и на билбордах, в общественном транспорте и других местах. Активисты планируют провести мониторинг, чтобы выявить, какие категории препаратов чаще всего рекламируются, и понять, рекламу каких категорий стоит ограничить.

 


Фото Depositphotos

 

В первую очередь, медицинские эксперты предлагают пересмотреть перечень безрецептурных лекарств и вывести из него некоторые категории. Тогда необходимость в их рекламе отпадет. Тимофеева указывает на опыт европейских стран, в которых без рецепта не продадут противовирусные лекарства и иммуномодуляторы. ОНФ готов исполнить поручение президента раньше срока и в ближайшее время представит свои предложения правительству.

В ОНФ рассчитывают, что эти меры решат целый ряд проблем: снизятся цены на продукцию, сократятся случаи самолечения и снизятся госрасходы на лечение запущенных заболеваний и борьбу с последствиями самостоятельной терапии.

По данным ВЦИОМ, в России самолечение предпочитают четверть россиян. При этом повышение маркетинговых затрат, которые сегодня составляют почти 25% от стоимости препарата, подстегивает цены на лекарства. Широкий доступ к медикаментам приводит к тому, что люди руководствуются информацией из рекламы. Компании пользуются этим, тратят гигантские деньги на продвижение и экономят на исследованиях.

ОНФ ссылается на данные TNS Russia, согласно которым в первом полугодии 2015 года на фарму пришлось более 20% рекламных бюджетов. Категория обогнала банковскую отрасль, розничную торговлю и другие индустрии. В 2014 году расходы на рекламу и продвижение лекарственных препаратов составили 20–25% от объема российского фармацевтического рынка, то есть 200–250 млрд рублей, отмечают в ОНФ.

 


В.Путин на съезде ОНФ, фото onf.ru

 

Сейчас закон «О рекламе» допускает рекламу в СМИ только безрецептурных препаратов, составляющих около половины фармацевтического рынка. Рецептурные лекарственные препараты разрешено рекламировать в специализированных СМИ, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Реклама лекарств не в первый раз оказывается в центре внимания законодателей. В 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минздраву и ФАС проработать вопрос о запрете рекламы лекарственных препаратов в СМИ, через год рассмотреть этот же вопрос предложили Госдуме.

Падение рекламного рынка в конце 2014 года заставило власти задуматься о смягчении законодательства. Минкомсвязи представило антикризисный план, который снимал ограничения на рекламу рецептурных лекарств и БАДов. В итоге чиновники так и не смогли договориться: против послаблений выступили ФАС и депутаты Госдумы.