FMCG-компании всё первое полугодие 2015 года уступали позиции в топе российских рекламодателей фармацевтическим компаниям. В итоге бессменный лидер по рекламным бюджетам, крупнейший в мире производитель товаров повседневного спроса Procter&Gamble скатился сразу на третью позицию, а его главный конкурент Unilever вообще выбыл из ТОП-10. Лидерство в списке захватила фармкомпания Novartis.

Согласно данным TNS Russia, именно Novartis (продвигает бренды "Вольтарен Эмульгель", "Длянос", "Ламизил", "Тавегил", "Терафлю", "Фенистил" и др.) занимает первую строчку в списке крупнейших российских рекламодателей. По итогам 2014 года Novartis занимала лишь четвертую позицию, а первая строчка традиционно была за P&G.

В январе-июне 2015 года ситуация в топе рекламодателей существенно изменилась. Как ранее отмечал в своем обзоре Sostav.ru, именно "фарма" стала той категорией, чьи рекламные бюджеты сокращались медленнее всего (-1% за I полугодие по данным Dentsu Aegis Network Russia). При этом продукты питания потеряли 22%, бьюти-сегмент - 30%, безалкогольные напитки - 15%.

Исследователи отмечали, что P&G и PepsiCo сократили затраты на телевизионную рекламу на 40%, Mars - на 24%, L'Oreal и Nestle - на 23%. При этом затраты фармкомпаний на телерекламу существенно увеличились: Novartis прибавил 33%, Bayer - 60%, Sanofi-Aventis - 42%. В итоге топ рекламодателей по всем основным медиа (ТВ, пресса, радио, наружная реклама и баннерная интернет-реклама) также существенно изменился.

 

Рекламодатель % от общих затрат на рекламу
1 Novartis 3.2%
2 Mars Russia 2.8%
3 Procter & Gamble 2.6%
4 PepsiCo 2.6%
5 Reckitt Benckiser 2.5%
6 Nestle 2.2%
7 Отиси Фарм 2.2%
8 L'Oreal 2.2%
9 Johnson & Johnson 1.9%
10 МТС 1.9%

 

Если сравнивать с рейтингом рекламодателей 2014 года, то становится понятно, что десятку покинули два ключевых игрока - Unilever (сместился с 6 места на 12) и Henkel (сместился с 8 места на 18). Зато в ТОП-10 появился российский игрок - телекоммуникационный оператор МТС.

За пределами первой десятки также происходит ротация. Ключевые моменты связаны с тем, что из ТОП-25 выпали две российские компании - Сбербанк и Триколор ТВ. Их заменили две транснациональные - McDonald's и Beiersdorf. После выпадения Сбербанка в ТОП-25 не осталось ни одного рекламодателя финансового сектора.

 

11 Danone 1.8%
12 Unilever 1.8%
13 Coca-Cola 1.7%
14 Sanofi Aventis 1.7%
15 Bayer AG 1.6%
16 Nissan 1.4%
17 МегаФон 1.4%
18 Henkel Group 1.4%
19 Volkswagen 1.2%
20 Билайн 1.2%
21 Beiersdorf AG 1.1%
22 Mondelez Int 1.1%
23 McDonald's 0.9%
24 Actavis 0.9%
25 Эвалар 0.8%

 

Фармацевтика с большим отрывом лидирует и в списке крупнейших категорий рекламодателей: на её долю приходится свыше 20% от общего "рекламного пирога". Вторую строчку занимает категория "ритейл", которая демонстрировала не столь сильное падение рекламных бюджетов, как FMCG, "финансы" или "автомобили".

 

1 Лекарства, БАДы 20.3%
2 Ритейл 9.9%
3 Косметика, Гигиена 8.9%
4 Транспорт 7.7%
5 Продукты питания 7.3%