Центр стратегических коммуникаций «Апостол» за три года работы на брендинговом рынке так и не вышел за рамки обслуживания госкомпаний и структур. Компания, которая получает контракты на миллионы рублей от Ростеха и муниципалитетов, в команде которой эксперты с мировым именем, так и не смогла (или не захотела) привлечь ни одного частного клиента. Чем же занимался «Апостол» в брендинге, вспоминал Sostav.ru.

Компания появилась на рынке в 2008 году, когда Василий Бровко и Олег Беркович основали агентство «Апостол Медиа Групп», специализирующееся на интернет-проектах, PR и телепроизводстве. Среди первых проектов агентства - PR-кампания журнала Андрея Колесникова «Русский пионер», запуск политического ток-шоу «Нереальная политика», а также интернет-телеканала Post TV.

В 2009 году к бизнесу присоединилась телеведущая и предприниматель Тина Канделаки, которая отвечала за позиционирование компании на рынке и привлечение новых клиентов. В 2011 году компания провела ребрендинг, сменив название (с того момента компания называется Центр стратегических коммуникаций "Апостол") и фирменный стиль.

Над айдентикой компании работало британское агентство HuntHaggarty. Сотрудничество с ним и положило начало новому направлению в деятельности "Апостола" - брендингу, как корпоративному, так и территориальному. В 2013 году российская компания приобрела 35% HuntHaggarty за сравнительно небольшую даже по отечественным меркам сумму в 1,3 млн. долларов.

Опыт команды Стива Хаггарти, основателя и гендиректора британского агентства, лег в основу брендинговой экспертизы "Апостола". Позже к компании присоединились еще несколько специалистов, в том числе известный на российском и европейском рынках дизайнер Александр Кооль. Директором по брендингу "Апостола" был назначен и в настоящее время является Григор Бадалян, экс-сотрудник Interbrand.

В 2013 основатель и гендиректор агентства Василий Бровко возглавил службу коммуникаций госкорпорации Ростех, в связи с чем покинул пост руководителя "Апостола" и вышел из состава акционеров компании. В настоящее время собственником и гендиректором компании является Тина Канделаки. Согласно данным базы налоговой службы, ей принадлежит 99,5% "Апостола".

 


Тина Канделаки и Василий Бровко. Фото: РИА Новости

 

Казалось бы, столь серьезный кадровый состав должен был привлечь множество клиентов в сфере брендинга, особенно сейчас, когда этот сегмент в России на подъеме. Тем не менее, список клиентов "Апостола" остается крайне узким: по имеющимся данным, компания продолжает работать по брендинговым проектам исключительно с госкомпаниями, а также федеральными и муниципальными ведомствами.

 

Госкорпорация Ростех

Самые тесные взаимоотношения связывают «Апостол» с госкорпорацией Ростех, сотрудничество с которой компания начала в 2012 году, когда Василий Бровко еще работал на стороне агентства. Основатель "Апостола" не только курировал пиар госкорпорации со стороны подрядчика, но и отвечал за организацию ее ребрендинга, а также за продвижение бренда за рубежом.

 

Ростех

Ростех (ранее Ростехнологии) провел ребрендинг в 2012 году и инвестировал в это серьезную сумму - $1,5 млн. Обновлением нейма, фирменного стиля и позиционирования занимался "Апостол" совместно с британским дизайнером Хейзл Макмиллан и российским дизайнером и предпринимателем Ильей Осколков-Ценципер, основателем журнала «Афиша» и института «Стрелка». Разработкой сайта компании занималось британское агентство SomeOne/Else. Именно на этом этапе сложилась практика привлечения "Апостолом" на свои проекты иностранных дизайнеров и брендологов.

 

 

Холдинг «Швабе»

Все в том же 2012 году новый бренд от Апостола получила дочка Ростеха, холдинг «Швабе», специализирующийся на выпуске высокотехнологичных оптико-электронных систем. Ребрендинг холдинга подготовили специалисты британского агентства HuntHaggarty и американского маркетингового агентства Winter. Куратором проекта и разработчиком концепции ребрендинга также выступал «Апостол». Видимо, в какой-то момент стало понятно, что, "Апостолу" пора развивать брендинговую экспертизу. В скором времени было достигнуто соглашение о покупке доли в HuntHaggarty.

 

 

Концерн «Калашников»

Крупнейший производитель стрелкового оружия - концерн «Калашников» - представил новый бренд в конце 2014 года. Над айдентикой для концерна и его активов работал дизайнер Александр Кооль, уроженец Волгограда, работавший в России и Германии. В рамках ребрендинга «Калашников»представил свой новый корпоративный бренд, а также обновленные продуктовые бренды боевого, охотничьего и спортивного оружия: «Калашников», «Байкал» и «Ижмаш». Курировал создание бренда "Апостол".

Именно вокруг этого проекта развернулся первый серьезный скандал. Участвовавшая в тендере группа DEFA обвинила Концерн в нарушениях, в результате чего победителем стал "Апостол". Позицию агентства поддержала Ассоциация брендинговых компаний России (АБКР), однако жалобу не поддержал ФАС. Не стали помехой для реализации проекта высказывания куратора ВПК Дмитрия Рогозина, который не понимал, зачем оружейному Концерну тратить на ребрендинг 40 млн. Удивлялись и журналисты: предыдущий бренд "Калашникова" был презентован менее чем за год до этого.

 

 

Научно-промышленный концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ)

Концерн, занимающийся разработкой и производством авиационных, наземных и морских радиоэлектронных комплексов и систем военного, двойного и гражданского назначения получил новый бренд весной прошлого года. Над ним работала команда центра стратегических коммуникаций «Апостол» (Стив Хаггарти и его коллеги) в сотрудничестве с креативным директором британского агентства Charlie/Delta Крейгом Льюисоном.

На разработку дизайнерского решения для бренда КРЭТ потребовалось больше года - с марта 2013 по апрель 2014 года. В ходе ребрендинга состоялся ренейминг: название концерна состоит из лаконичной аббревиатуры КРЭТ (KRET) на двух языках. В основе нового логотипа концерна – те же буквы КРЭТ, которые в зависимости от формы логотипа дополняются сверху или слева тремя расположенными на разном уровне ромбами.

 

 

Холдинг «Авиационное оборудование»

Центр стратегических коммуникаций «Апостол» в сотрудничестве с международной креативной командой дизайнеров INTO Branding провел ребрендинг дочки госкорпорации Ростеха. В результате ребрендинга холдинг получил новый нейм - «Технодинамика», а также слоган и айдентику.

Не название холдинга – «Технодинамика» (Technodinamika) – основано на греческих корнях. Слоган компании – «Задавая новые стандарты» («Standard of vanguard») – подтверждает взятый ею курс на развитие и совершенствование, а логотип «Технодинамики» призван дать четкую ассоциацию с авиационной отраслью.

 

 

Объединенная приборостроительная корпорация

На днях Апостол забрал еще один проект дочки госкомпании Ростех на создание бренда и руководства по его использованию «Объединенной приборостроительной корпорации». Агентство займется созданием платформы и архитектуры бренда, разработает нейм и слоган компании, а также концепцию позиционирования. В этом тендере Апостол обошел такие агентства, как Volga Volga Brand Identity, BrandLab, SPN Communications и «Компания развития общественных связей» (КРОС).

 

Агентство ипотечного жилищного кредитования

Не только Ростехом единым жив "Апостол": в июле компания Тины Канделаки выиграла тендер государственного Агентства ипотечного жилищного кредитования и получила договор стоимостью 24,6 млн рублей при стартовой цене 27,6 млн. Планировалось, что творческая команда представит новый бренд к 1 сентября, но этого пока не случилось.

Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) было создано в 1997 году решением Правительства РФ и на 100% принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. АИЖК реализует государственную программу по повышению доступности жилья для населения и созданию равных возможностей для получения ипотечных кредитов (займов) всеми гражданами России.

 

Бренд Республики Татарстан

В декабре прошлого года правительство Татарстана представило новый бренд республики - «Наследие Татарстана» - разработанный совместно с центром стратегических коммуникаций Апостол. Работая над брендом республики, команда агентства определила особенности татарстанского архетипа, сформулировала идеологию и визуальный стиль бренда, а также программу его международного развития.

 

 

Бренд Новой Москвы

По заказу ГУПа «Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы» Апостол работает над брендом Новой Москвы. Известно, что за разработку проекта отвечает Александр Кооль, ранее отметившийся созданием бренда концерна «Калашников». Команда работает над созданием платформы бренда, программы коммуникаций, дизайна бренда Новой Москвы как географического, социального и экономического объекта а также проведет презентацию бренда Новой Москвы.

На создание бренда власти города планировали потратить 17,4 млн рублей. Помимо "Апостола", в тендере участвовало агентство Plenum (входит в группу DEFA), которое запросило за договор наименьшую стоимость - 5 млн рублей, но было исключено за несоблюдение требований при подаче заявки. Агентство Volga Volga запросило 9,4 млн рублей, но проиграло "Апостолу".

 

Справедливости ради надо отметить, что "Апостол" не всегда выигрывает все гостендеры, и даже не все тендеры Ростеха: так, агентство Volga Volga Brand Identity не так давно выиграло тендер Рособоронэкспорта (еще одна дочка Ростеха). Агентство получило контракт стоимостью чуть более 4 млн. рублей и проведет ребрендинг компании.

Однако, настораживает тот факт, что у "Апостола" за несколько лет его работы в брендинговой сфере так и не появилось (во всяком случае, публично) клиентов, не связанных с госкомпаниями или органами власти. В беседе с Григором Бадаляном Sostav.ru попросил назвать хотя бы один проект, созданный брендинговой командой "Апостола" для частного клиента. Он не смог назвать ни одного конкретного бренда, однако отметил, что сейчас его компания работает над проектом для коммерческой организации, работающей в сфере медицины. Пресс-служба "Апостола" также не прояснила ситуацию.

Для брендинговой компании корпоративный сайт - это его лицо. Клиентоориентированные компании размещают там портфолио, информацию об экспертизе и сотрудниках, контакты, в конце концов. Именно на сайте будущий клиент может прикинуть, насколько хороша та или иная компания, и выбрать подрядчика для своих целей. Сайт "Апостола" содержит только логотип - и больше ничего. Ни работ, ни команды, ни портфолио, ни контактов - ни даже пометки, что сайт на реконструкции.

Отсутствие частных клиентов (и, видимо, нежелание их искать) делает "Апостол" действительно уникальным явлением для российского рынка. Впервые на рынке брендинга работает частная компания, целиком и полностью ориентированная на государственные и муниципальные заказы. И получающая их с завидной регулярностью, обходя агентства с глубокой экспертизой и годами практики на высококонкурентном рынке.