Главная российская политическая партия - "Единая Россия" - второй раз за последнее время оказывается в центре дизайнерского скандала. И опять речь идет об обвинении в несанкционированном использовании чужого логотипа в своей политической деятельности. Подобные обвинения прозвучали в адрес нижегородского подразделения партии, а пострадавшей стороной себя считает известный дизайнер, в недавнем прошлом арт-директор агентства Depot WPF Мария Пономарева.

Всего два месяца прошло с того момента, как французская правая организация La Manif Pour Tous, выступающая против гомосексуальных браков, обвинила единороссов в заимствовании креативной концепции своей символики. Интернет-пользователи заметили сходство логотипа La Manif Pour Tous с символом, используемым для продвижения в России традиционных семейных ценностей. Единороссы заявили о соглашении с французами на использование символики, однако те опровергли данную информацию. История получила широкую огласку в российских и мировых СМИ.

На днях история повторилась уже на отечественной почве. На этот раз обвинения в несогласованном использовании прозвучали в адрес нижегородского подразделения "Единой России", которое использовало в своей работе элементы брендбука Нижнего Новгорода, разработанного дизайнером Марией Пономаревой еще в 2010 году в рамках своего обучения в Британской высшей школе дизайна.

Айдентика Нижнего Новгорода от Марии Пономаревой

Обзор на Sostav.ru

 

Нижний Новгород был выбран не случайно: Мария - его уроженка. Работа неоднократно становилась призером отраслевых фестивалей, в том числе "Фейкстиваля" в 2011 году, а также фестиваля дизайна Strelka. Автор проекта предложила использовать его в качестве фирменного стиля родного города губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. Однако глава региона проект не принял и организовал народный конкурс по созданию айдентики города.

Валерий Шанцев о конкурсе

 

Конкурс, по сути, провалился - айдентику Нижнему Новгороду так и не выбрали. Однако у региона, в котором весьма развит туризм, оставалась потребность в фирменном стиле для продвижения своих возможностей. Исходя из этой потребности, Управление по туризму Нижнего Новгорода поручило Марии Пономаревой разработать фирменный стиль ведомства, основой для которого послужил уже имевшийся у дизайнера брендбук. В 2013 году работы были выполнены и приняты ведомством.

В договоре между ведомством и дизайнером (копия имеется в распоряжении Sostav.ru) указано, что данная айдентика создана именно для МБУ "Управление по туризму города Нижний Новгород". В качестве цели создания проекта указана популяризация и продвижение бренда Нижнего Новгорода на региональном, российском и международном туристических рынках.

Недавно об айдентике Нижнего Новгорода вновь заговорили - в соцсети Facebook появился пост, в котором жительница Нижнего Новгорода, знакомая с работой Марии Пономаревой, рассказывала о предвыборной кампании местного подразделения "Единой России". Судя по фотографиям, которые опубликовала автор поста, единороссы использовали элементы из брендбука Пономаревой для традиционной агитации. Логотип города "под хохлому" появился в специальной газете, на раздаточных материалах и на футболках единороссов.

 

 

Автор работы рассказала Sostav.ru, что испытала шок и разочарование, увидев, каким образом родной город использует её работу. По словам Пономаревой, возможность использования работы в целях политической агитации не предполагалась: об этом нет ни слова в договоре с организацией-заказчиком, и в устном общении с чиновниками эта тема также не всплывала.

 

Мария Пономарева, частный дизайнер

В ходе предвыборной агитации к выборам в Городскую Думу в Нижнем Новгороде выпустили буклеты и газету «Мой новый Нижний». Тираж 62 тыс экз , оплачено из средств избирательного фонда Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Но это не просто агитки – проекты! – так и называется «Мой новый Нижний». И украшает проект…. логотип из моей дипломной работы 2010 года. Как он попал в предвыборные рекламные материалы, пока не известно. Брендбук в 2013 году получило в распоряжение Управление по туризму города Нижнего Новгорода. Но в материалах «Мой новый Нижний» оно нигде не упоминается.

Признаюсь, увидев эти фотографии в ленте фейсбука, я испытала шок. Но сколько же можно коверкать, корежить лого! А тут не только визуальная составляющая использована не по назначению: знак пристроили в политагитку!

 

За разъяснениями Sostav.ru обратился в "Управление по туризму города Нижнего Новгорода", где нашему корреспонденту указали на наличие некоего договора между ведомством и местным подразделением "Единой России", суть которого не раскрывается, но который позволяет партии использовать туристическую айдентику региона по своему усмотрению. Оперативный комментарий от представителей нижегородского отделения "Единой России" получить не удалось.

Мария Пономарева в настоящее время проводит юридический анализ договора с Управлением по туризму на предмет того, могли ли чиновники поделиться правом на использование ее работы со сторонними лицами. В случае положительного ответа она готова судиться с обидчиками и добиться от чиновников согласования в дальнейшем подобных решений.

Данная история наглядно демонстрирует, что в работе с муниципальными и государственными структурами дизайнерам и брендинговым агентствам надо четко прописывать все аспекты использования своей работы - от графической части до спектра применения. В противном случае есть шанс, что ваш проект окажется в совершенно неожиданных руках.