Иллюстрация РИА Новости

 

Рекламный рынок сегодня обсуждает возможную отставку с поста главы профильного департамента в столичной администрации Владимира Черникова. Главный реформатор рынка наружной рекламы в Москве может покинуть свое кресло после вчерашних жарких дебатов вокруг рекламного ГОСТа, говорят источники Sostav.ru на рынке и среди чиновников правительства.

Напомним, что Владимир Черников пришел в только что созданный Департамент рекламы и СМИ декабре 2010 года. До этого момента чиновник к рекламной отрасли отношения не имел: ранее он занимал должность руководителя финансово-экономического управления аппарата Госдумы. На новом месте Черников начал реализовывать одну из программных тем нового мэра Сергея Собянина – «приведение в порядок» рекламного рынка Москвы.

В результате работы Департамента в последующие три года количество игроков на столичном рынке наружной рекламы сократилось на порядок (с примерно ста до десяти, и продолжает сокращаться), равно как и совокупный объем рекламных поверхностей. При этом стоимость контрактов на размещение наружной рекламы, транзитной рекламы и рекламы в метро в общей сложности достигла рекордной суммы – около 100 млрд принесли проведенные властями тендеры в бюджет города.

Торопливость, с которой перекраивался рекламный рынок в Москве, и сыграла в итоге злую шутку с Департаментом СМИ и его руководителем. Утвержденная и выведенная на аукционы схема размещения конструкций вызвала нарекания множества надзорных ведомств, которые усмотрели в ней нарушение норм безопасности.

Еще в 2013 году Генпрокуратура вносила представление на имя Черникова о незаконности размещения свыше 2 тыс конструкций компании Russ Outdoor и других операторов. В сентябре 2014 года Госавтоинспекция заявляла, что подавляющее количество размещенных конструкций не соответствует ГОСТу, а управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев в СМИ заявлял, что ГОСТу не соответствует по тем или иным причинам до 90% конструкций.

 

Владимир Черников и Сергей Собянин на фоне демонтажа рекламы
Фото РИА Новости

 

По сути дела, привести схему размещения в соответствие с ГОСТом – дело возможное, но хлопотное: нужен пересмотр всех уже установленных конструкций, что потребует времени и кропотливой работы от чиновников, а также дополнительных затрат от операторов. Так что легче всего было эти требования игнорировать, а когда ситуация дошла до патовой – проталкивать идею об отмене ГОСТа, говорит собеседник Sostav.ru.

Так и случилось: сначала в Санкт-Петербурге, где торги по наружной рекламе вошли в тупиковую ситуацию, и администрация заявил о послаблении в соблюдении ГОСТа – с февраля он должен был носить рекомендательный характер. Аналогичная идея стала лоббироваться и в Москве, несмотря на тот факт, что Верховный суд забраковал попытки признать ГОСТ недействительным после исков петербургских операторов.

Главы Петербурга и Москвы обратились с письмами к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой обсудить возможность отмены ГОСТа. Совещание прошло накануне под патронажем первого вице-премьера Игоря Шувалова. Чиновники, выступавшие за отмену нормативов, давили на тот факт, что торги уже проведены, и их пересмотр невозможен. Однако силовой блок привел контраргументы, связанные с опасностью нарушения ГОСТа для жизни и здоровья горожан.

Как рассказали Sostav.ru источники, бывшие на этой встрече, Шувалов идею отмены ГОСТа отмел сразу – ни одна отрасль не существует в России без нормативов безопасности. Было предложено пересмотреть ГОСТ исходя из опыта ряда европейских стран, однако, как этот опыт реализовывать в Москве при только что заключенных длительных контрактах с операторами, оказалось непонятно.

Таким образом, непродуманность политики в отношении наружной рекламы в Москве (а именно эта модель была взята на вооружение во многих других городах, включая Петербург) привела к практически безвыходной ситуации, которая развела по разные стороны баррикад столичную администрацию, силовиков и Правительство РФ.

Именно с этой историей наши источники связывают появившиеся слухи о возможной отставке Владимира Черникова. В мэрии информацию не смогли подтвердить, в пресс-службе Департамента рекламы и СМИ заявили, что слухи не комментируют. По состоянию на 13.00 Черников все еще являлся главой ведомства.

Тем временем столичный рынок наружной рекламы находится в самом плачевном положении со времени кризиса 2008-2009 года. По итогам 2014 года он потерял 3% по сравнению с 2013 годом и существенно сократил долю в общероссийском рынке. А в 2015, по прогнозам экспертов Goldman Sachs, рынок наружки в России сократится в рублях на 25-30%.

Один за другим заявляют о проблемах с оплатой контрактов операторы-победители столичных аукционов на размещение наружной рекламы, один из лидеров рынка - НИКЭ - уже на грани банкротства и ищет покупателя на свой бизнес. Игроки рынка и независимые эксперты связывают сложившуюся ситуацию не только с кризисом, но и с политикой властей.