Третья по счету «Черная пятница» в России вновь привлекла много внимания, и вновь, по большей части негативного. У участвующих в акции продавцов опять валились сайты, скидки зачастую оказывались липовыми, а сервис - кошмарным. Но на этот раз покупатели не готовы мириться с неудобствами: если раньше все недочеты списывались на пилотный статус проекта, то к третьему разу стала вполне очевидна негативная тенденция.

Организатор акции - компания «БлэкФрайдэй» - активно продвигала свои основные площадки: blackfridaysale.ru и fridaydeals.ru. Пользователей завлекали баннерами, контекстом и анонсами в социальных сетях, причем основной упор был сделан на крупные женские порталы вроде Allwomens.ru, Strana-sovetov.com, Woman365.ru, LadyKiss.ru, Womanology.ru, Otvetkak.ru, Vsezdorovo.com.

Всего в маркетинговой акции участвовало более 300 интернет-магазинов, которые обещали скидки до 90%. Старт распродажи был назначен на 19:00 26 ноября, однако запуск акции дважды переносился. Организаторы не учли опыт прошлых лет, когда наплыв пользователей привел к падению сайта. Blackfridaysale.ru заработал в 21:00, но на странице проекта пользователи продолжали жаловаться на технические сбои.

 

 

Некоторые партнеры обнаружили, что их предложения так и не появились на сайте. Директор по маркетингу и развитию бизнеса «Аудиомании» Тимофей Шиколенков заявил, что их магазин больше не будет работать с blackfridaysale.ru: «Можно понять первый раз - не рассчитали нагрузку, можно ещё допустить второй, но третий - извините». Представитель компании «220 Вольт» Мария Комендантова сказала РБК, что организаторы так и не сообщили о причинах задержки.

Многие пользователи были скептически настроены еще до начала Черной пятницы. Еще в 2013 году покупатели столкнулись с тем, что продавцы ведут нечестную игру. Зачастую ритейлеры завышали изначальную цену, но люди научились проверять магазины с помощью кэша поисковиков и товарных агрегаторов. Однако это не помешало некоторым участникам.

 

 

Например, портал Hi-Tech@Mail.ru обнаружил в официальном магазине Microsoft смартфон Lumia 640 LTE за 10990 рублей с заявленной начальной ценой 12990 рублей. Как показало сравнение, в обычные дни этот стоит 11990 рублей.

Сеть MediaMarkt обвинили в прямом обмане. Ритейлер рекламировал смартфоны Oysters по 99 рублей (фактически — за 299 рублей с учетом сим-карты), но купить их люди не смогли. В магазинах объясняли, что товара нет в наличии, что устройства продаются только в интернете, при этом покупатели сообщали о массовой отмене онлайн-заказов.

 

 

Пользователи сталкивались и с другими хитростями. Например, товар с кнопкой «Купить» присутствовал на blackfridaysale.ru, а при переходе на сайт MediaMarkt оказывалось, что товар можно приобрести только оффлайн. В другом случае нужная продукция отсутствовала и покупателю предлагали похожую, но значительно дороже.

Третий провал подряд говорит о том, что традиция проведения «Черной пятницы» в нашей стране вряд ли приживется: один из главных маркетинговых инструментов в арсенале иностранных продавцов, отечественные ритейлеры просто не в состоянии правильно использовать.