«Черная пятница» проходит в непростых условиях. Традиционный день потребительского безумия в США был омрачен волнениями в Фергюсоне и забастовками сотрудников Walmart. В России стремительно дешевеет национальная валюта и, с одной стороны, люди хотели бы сэкономить, а с другой — выгодно вложить обесценивающиеся накопления. Впрочем, все это не помешало организаторам начать предпраздничные распродажи.

Западная Black Friday имеет довольно длинную историю и традиционно является только началом предновогодних распродаж. К ней готовятся и покупатели, и покупатели. По оценке Национальной федерации розничной торговли США (NRF), ноябрь и декабрь приносят ритейлерам почти 20% годовой выручки. У отдельных компаний доля праздничных продаж доходит до 40%.

Согласно опросу, принять участие в распродаже Дня благодарения планируют 61% американцев, что эквивалентно 140 млн потребителей. При этом 29% выразили желание приобрести что-либо, а 32% намерены оценить выгоду и прицениться. Федерация прогнозирует, что в 2014 году розничная индустрия заработает на праздниках 619,9 млрд долларов.

Глава NRF Мэтью Шей говорит, что сегодня потребители хотят не просто скидки, которые им и так предлагают в связи с рецессией экономики. «Они хотят эксклюзивных предложений и хороший повод, чтобы потратить бюджет», — отметил эксперт.

В отличие от США, российская «черная пятница» началась почти на день раньше. Если американцы начали штурмовать магазины 28 ноября, то жители России смогли оценить скидки уже вечером 27 ноября. Второй, не менее важный момент — акция проходит только в интернете и, за редкими исключениями, не охватывает оффлайн-розницу. Например, с «черной пятницей» совпало открытие ТЦ «Авиапарк» на Ходынском поле в Москве. Наибольшей популярностью пользовался магазин Media Markt, который пообещал iPhone 6 и iPhone 6 Plus по старым ценам. В результате возникли большие очереди и давка, следует из сообщений в соцсетях.

Крупнейшей онлайн-площадкой в этом году стала BlackFridaySale.ru. Кроме того, в акции участвуют сайты BlackFridayRussia.com, Discontos.ru и Promokodabra.ru. Как показал прошлогодний опыт, магазинам удается увеличить продажи в 4–5 раз.

Организаторы BlackFridaySale.ru сообщили, что только в начале распродажи сайт посетило около 1,2 млн человек, а по итогам 12 часов аудитория достигла 2,5 млн человек. Пользователи совершили 40 тысяч покупок, половину трафика обеспечили жители Москвы и Санкт-Петербурга. Средняя скидка составила 45%, а средний чек — 3000 рублей. Наибольшие скидки предложили продавцы одежды и аксессуаров (75%), в категории «электроника и бытовая техника» скидки достигали 40%. К концу распродажи организаторы ожидают получить 6 млн участников.