29.09.2011

Digital: болезни роста позади?

Что и как поменялось за минувший год в индустрии интернет-рекламы

Иллюстрация Fotolia

Российская интернет-реклама за год из подающего надежды сегмента рынка превратилась во вполне себе самостоятельную индустрию, уверенно оттесняющий на второй план традиционные медиа. Именно такой вывод можно сделать, суммировав прозвучавшие сегодня выступления и доклады в рамках ежегодной конференции Red Apple MIXX.

Что изменилось?

Год назад главным трендом для рекламодателей были набирающие все больший вес социальные медиа, что делать с которыми было не совсем понятно: каким брендам туда стоит идти, какую часть рекламного бюджета на это выделять, как измерять эффективность кампании и, наконец, каким образом все это можно конвертировать в прибыль. По меткому выражению основателя Market Motive Авинаша Каушика (Avinash Kaushik), слова которого сегодня вспоминали докладчики, социальные медиа были похожи на подростковый секс: всем хочется, но страшно, а когда этап пройден, все немного разочарованы, поскольку ждали большего.

На этот раз уже не надо было никого убеждать, что в интернет-маркетинг стоит вкладывать – digital-сегмент по своему объему перерос радиорекламу и вплотную подобрался к печатной прессе и «наружке». Специализированные агентства, которые появляются в последнее время, как грибы после дождя, научились аккумулировать и доносить нужную информацию до рекламодателей.

Теперь на передний план выходят практические задачи: как правильнее считать и как гармоничнее перераспределить бюджет, чтобы не прогореть по «другим фронтам». Именно поэтому так много докладов было посвящено именно методике подсчета эффективности кампаний в соцмедиа и на других онлайн-площадках, а также в сфере мобильной рекламы (подробный отчет по ситуации в этом сегменте Sostav.ru публиковал совсем недавно).

Контрольные точки

Итак, зафиксируем некоторые ключевые моменты в нынешнем положении российского digital-рынка. По словам Руслана Тагиева (TNS), рост общей интернет-аудитории за последний год составил 6%, до 61 миллиона человек, а количество «уникальных пользователей» выросло на 68% и достигло (!) 272 миллионов. При этом существенно прибавил мобильный интернет - +19%, также выросло на 35% количество пользователей, у которых более трех точек доступа к сети.

Согласно данным АКАР, в первом квартале 2011 года доля интернета в общем «рекламном пироге» выросла с 11% до 14% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. При этом на 3% (до 51%) сократилась доля ТВ, на 1% (до 3%) сократилась доля газет.

Рост интернет-сегмента за первые шесть месяцев текущего года составил 57%, до 16,1-17,0 миллиарда рублей. Для сравнения, объем сегмента радиорекламы за тот же период составил 5,1-5,3 миллиарда рублей, наружной рекламы – 17,4-17,6 миллиарда, а всех печатных СМИ – 19,4-19,6 миллиарда. Если темпы роста онлайн-рекламы не спадут (а по всем прогнозам, этого случиться не должно), то уже в самое ближайшее время этот сегмент может занять второе место по объему рынка в России.

Внутри интернет-сегмента наибольший рост показала контекстная реклама (+62%), объем которой за первое полугодие составил сумму, вдвое превышающую медийную рекламу. Стоит добавить, что более точному подсчету рынка digital может способствовать присоединение отраслевой ассоциации IAB Russia (выступавшей в качестве организатора MIXX) к конгломерату АКАР-РАМУ, о чем мы сообщали накануне.

Росту интернет сегмента способствуют, естественно, и развитие технологий. С одной стороны основные игроки понижают порог стоимости проведения рекламных кампаний, предлагают клиентам новые механизмы таргетирования, что также снижает издержки и повышает эффективность месседжа. С другой стороны, как уже отмечалось, россияне активно вливаются в мобильную среду: на данный момент соотечественники владеют 7-10 миллионами смартфонов, что является четвертым в мире результатом (после Китая, Индии и США). При этом, как отметил представитель «ВымпелКом» Виктор Маркелов, наша страна занимает первое место в мире по скачиванию приложений.

В общем, digital-маркетинг сделал серьезную заявку на лидирующие позиции и сейчас с этим согласны даже наиболее косные рекламодатели. При этом, как отметил глава отдела исследований АЦВИ Алексей Беляев, нам еще есть куда расти – и по аудитории, и по доле в миксе, и, само собой, по объему рынка.

Читать также:

МЕДИАСОСТАВ Как правильно спланировать рекламную кампанию в Интернете?

Эльдар Соколов, Sostav.ru