21.02.2012

Общественное ТВ профинансирует государство и реклама

Вещание обеспечат за счет бюджетных и внебюджетных источников

Общественное ТВ
Иллюстрация Fotolia

Создатели общественного телевидения представили программный документ, который станет основой нового СМИ. Рабочая группа по общественному вещанию при президентском Совете по развитию гражданского общества и правам человека опубликовала проект концепции Федерального закона "О создании общественного вещания в РФ". Работа над документом продолжится до 1 марта, к этому времени концепция должна быть представлена президенту.

Напомним, что над проектом трудились две команды - рабочая группа при президентском совете под руководством Михаила Федотова и межведомственная рабочая группа на базе Минкомсвязи. Наиболее спорным моментом в концепции общественного вещания является источник его финансирования. Федотов предлагал коммерческим телеканалам поделиться рекламными доходами, а Минкомсвязи - сформировать пул жертвователей.

В представленной концепции общественное ТВ существует за счет нескольких источников - федерального бюджета, обязательных отчислений вещателей телеканалов, благотворительных пожертвований, рекламных и спонсорских поступлений. Использование разных каналов финансирования обеспечит независимость вещательной политики.

Для обеспечения общественного вещания авторы предлагают создать некоммерческую организацию - Национальный фонд поддержки развития общественного вещания (ФПРОВ). Через него должно осуществляться бюджетное финансирование - в виде субсидий. Для этого появится отдельная целевая статья федерального бюджета.

Обязательные отчисления (неналоговые платежи) призваны обеспечить внебюджетное финансирование. В этих целях будут внесены поправки в закон "О СМИ". Базой для расчета отчислений являются доходы телеканала, полученные в течение квартала от рекламы. Доходы определяются в порядке ведения бухгалтерского учета. Ставку предполагается установить в размере 3-5% от рекламных доходов, в зависимости от предполагаемого объема прямого бюджетного финансирования. В случае юридических затруднений с введением соответствующих отчислений они могут быть заменены налогом на телевизионную рекламу.

По мнению экспертов, обязательные отчисления с рекламы отличаются волатильностью, связанной с рыночной конъюнктурой, но обеспечивают независимость от госбюджета. Бюджетное финансирование, напротив, компенсирует волатильность обязательных отчислений, но усиливает зависимость от бюджета. Таким образом, баланс достигается за счет использования взаимной компенсации рисков.

Кроме того, возможны иные внебюджетные источники финансирования - благотворительные пожертвования граждан и организаций; средства от эффективного управления средствами целевого капитала (эндаумента); реклама; спонсорство; гранты; реализация прав на продукт, произведенный общественным телевидением и радио, на рынке медиаконтента. Что касается рекламы, в том числе социально значимой, она займет не более 10% вещания.

Согласно проекту, главной миссией общественного вещания является формирование и развитие гражданского общества, защита значимых общественных интересов и вовлечение граждан в позитивную социальную практику. Общественное ТВ должно стать самым массовым институтом публичного обсуждения и приобщения населения к актуальным для развития страны проблемам, идеям, настроениям - общенациональным форумом, реализующим функцию "социального заказа" на такого рода деятельность. Среди целей общественного ТВ - обеспечение привлекательного вещания, альтернативного государственно-коммерческому, создание условий для преодоления социальной и политической апатии населения.

Важнейшим принципом программной политики является "создание позитивной повестки дня". Контент будет ориентирован на аудиторные группы продвинутых, социально активных зрителей, испытывающих потребность к саморазвитию. Должно быть предусмотрено использование прямого эфира и других форм интерактивного взаимодействия авторов со зрителями, отмечают авторы. Универсальное программирование нового типа предусматривает публицистическое и информационное вещание, свободное от политической и коммерческой, внутренней и внешней цензуры, развивающие программы, игровые, документальные и анимационные фильмы, привлекательные просветительские программы, оригинальное ночное вещание. Приоритетными являются программы, в которых разные национальные, социальные, религиозные и субкультурные группы вступают в любые формы коммуникации.

Не исключено, что телеканал будет создан на площадке ТВЦ, "Звезды", "России 2". Авторы рекомендуют использовать следующие критерии при выборе: рейтинг и охват аудитории, затраты на увеличение зоны охвата сигнала до перехода к цифровому телевидению, расходы на создание или развитие корреспондентской сети, необходимой для общественной модели вещания. При этом меньший рейтинг предпочтительнее - так как изменение редакционной политики телеканала не приведет к массовой потере зрителей. Кроме того, предусматривается участие корреспондентских сетей, состоящих из непрофессиональных "активистов".

В целом программная политика общественного вещания участвует в создании "инновационного человека". Новое СМИ должно охватить все возможные платформы: эфир, кабель, спутник и устройства телевизионные и радиоприемники, компьютеры, мобильные устройства - смартфон, планшетный компьютер. Подчеркивается, что создание общественного ТВ одобряет большинство населения (8 из 10 человек).

Ирина Милош, Sostav.ru