20.02.2012

Общественное ТВ обойдется в миллиард

Минкомсвязи разработало собственный план по созданию общественного телеканала

Иллюстрация Fotolia

Скорее всего, предложения министерства станут основой окончательного проекта, который будет представлен президенту к 1 марта. Подробности «Финмаркету» сообщил источник в администрации президента.

Над проектом общественного вещания трудится рабочая группа при президентском совете по правам человека и межведомственная рабочая группа на базе Минкомсвязи. Ее курирует замглавы администрации президента Алексей Громов.

Согласно плану независимый общественный телеканал будет существовать за счет специально отобранных жертвователей. Новое СМИ создадут «в чистом поле», то есть без использования ресурсов коммерческих каналов и бюджетных денег. Руководство федеральных телекомпаний поддерживает позицию ведомства.

Канал должен входить в перечень обязательных общедоступных, а так же в первый мультиплекс из 9 цифровых каналов. Создание телеканала Минкомсявязи оценивает в 1 миллиард рублей, дальнейшее финансирование может составить несколько миллиардов рублей в год. Конкретные цифры определят по результатам первого полугодия деятельности и в зависимости от концепции вещания. Что касается концепции, то предполагается соединить дискуссии и просвещение.

Канал зарегистрируют как некоммерческую организацию, а руководитель станет гендиректором и главным редактором в одном лице. Как главный редактор, он будет отвечать за независимую политику канала, а как гендиректор – за его хозяйственную деятельность. Контролировать его будут правление и совет директоров. Дополнительный контроль обеспечат два коллегиальных органа – совет по общественному телевидению и наблюдательный совет. Первый будет следить за редакцией, чтобы она не поддавалась влиянию посторонних лиц, а так же соблюдала нормы приличия и нравственности, а второй призван контролировать дирекцию. Кандидатуры членов совета по общественному телевидению должны вносить президент, парламент, церковь и другие традиционные конфессии.

Что касается схемы финансирования, то Минкомсвязи рассмотрело все возможные варианты и отвергнуло большинство из них. «Английская система» (налог для владельцев телевизоров и абонентская плата) была отвергнута потому, что она противоречит русской традиции бесплатности телевидения. Дотации из бюджета, прямые инвестиции и пожертвования частных лиц не подошли по другому формальному признаку: наличие конкретных спонсоров может вызвать недоверие населения к каналу и сомнения в его неангажированности. Рекламная модель была также отвергнута, так как засилье рекламы раздражает население.

В итоге Минкомсвязи предложило формирование целевого капитала, то есть пула пожертвований, которым распоряжается не жертвователь, а управляющая компания. Ведомство только высказало пожелание, чтобы круг жертвователей был очерчен заранее.

Напомним, что председатель Президентского совета по правам человека Михаил Федотов высказывался за рекламу в качестве главного источника финансирования. Предполагалось, что коммерческие телеканалы поделятся 3% от рекламных бюджетов. Однако телевизионщики не поддержали идею Федотова.

Информационная служба, Sostav.ru