13.09.2011

Бумажная пресса: спасти сложно, помочь переродиться - можно

Издатели и распространители печати о своих проблемах и пути выхода из них в двадцатую годовщину появления свободного рынка СМИ в России

Иллюстрация Fotolia

Как найти способ не дать умереть печатной прессе и какие метаморфозы ожидают рынок в ближайшие годы, какова роль руководства страны в развитии отрасли и смогут ли вытеснить высокие технологии бумагу – все эти и многие другие вопросы были обсуждены в ходе очередной отчетно-выборной конференции Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), прошедшей накануне в Москве.

Стоит отметить, что этот год - особенный для российской печатной отрасли. Ровно двадцать лет назад был подписан указ «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», в котором были впервые сформулированы принципы перехода СМИ на рыночные отношения. Именно с 11 сентября 1991 года отечественная печатная индустрия отмеряет историю свободного рынка прессы в России.

Последствия мирового финансового кризиса пагубно сказались на бизнесе издателей. Достаточно вспомнить, что к 2011 году отставание по рекламным доходам печатной прессы от докризисного уровня составляло порядка 40%. Кроме того, все меньше людей читают в России, а те 55% соотечественников, которые все еще не чужды восприятию буквенной информации, все чаще предпочитают делать это при помощи компьютеров или экранов мобильных устройств.

В перипетиях последних лет пострадали и распространители бумажных изданий, которые, к тому же, претерпели и от растущего налогового бремени, и «войны против киосков», которую власти развернули по всей стране -достаточно вспомнить историю со сносом газетных ларьков в столице с приходом команды Сергея Собянина.

Исторически сохранить бизнес бумажной печати и оффлайн-распространения сложно, считает член правления АРПП, директор компании «АРПИ Информбюро» Сергей Кондрашев, но дать спокойно перерасти во что-то другое можно. Помочь в этом могут некоторые налоговые послабления со стороны государства, например, в части пакета социальных налогов, которые были существенно увеличены с этого года для большинства отраслей.

Г-н Кондрашев отмечает, что постепенный переход издательского бизнеса в интернет – естественный процесс. «Береста в свое время вытеснила глиняные таблички, бумага – бересту, настало время цифре вытеснить бумагу», - прокомментировал он происходящие сегодня изменения на рынке.

По мнению Геннадия Кудия, заместителя главы Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, путей для роста у рынка печати достаточно много. Это и внедрение современных интегрированных высокотехнологичных рекламных кампаний для газет и журналов вместо традиционной продажи полос, и запуск тематических бумажных приложений к известным брендам, и более активное внедрение интернет-подписки. Кроме того, потенциально интересной платформой могут стать версии печатных изданий для планшетных устройств, считает чиновник.

Среди экспертов рынка нет единства относительно будущего печати: некоторые считают, что этот рынок неизбежно погибнет под натиском интернета, другие пророчат бумажным изданиям нишу, в которой она поселится надолго и десятилетия спустя желающие смогут раскрыть пахнущий типографской краской номер и пролистать его за завтраком. Так или иначе, на данный момент значение печати все еще велико, особенно в России, где уровень проникновения цифровых технологий еще не столь велик, как в более развитых странах.

Эльдар Соколов, Sostav.ru