08.07.2011

Государство впустую тратит средства на День семьи?

Организаторы Дня семьи, любви и верности считают этот праздник популярным, но статистика свадебного бизнеса противоречит их уверенности

Российское государство последние четыре года активно тратит средства налогоплательщиков на рекламу нового государственного праздника День семьи, любви и верности. Sostav.ru решил проверить, насколько эффективно воздействовала на сознание россиян реклама нового праздника. Организаторы праздника считают его очень успешным, но свадебные агентства и флористические компании с ними не согласны.

Праздник любви и верности

Государственный праздник День семьи, любви и верности проводится в России четвертый год. Инциатором его создания была жена президента России Светлана Медведева, она же является автором символики этого праздника – ромашки. Сам праздник сделан на основе церковного Дня поминовения св. Петра и Февронии Муромских, которые являются символом православного супружества.

Каждый год перед этим праздником проводится довольно масштабная рекламная кампания, для которой используется символика, разработанная оргкомитетом этого праздника при непосредственном участии Светланы Медведевой. «Я приведу только общие цифры – у нас и на улицах, и в метрополитене, и в Царицыно – всего 650 плакатов, 1,5 стикеров в метрополитене, 11 транспортных перетяжек, 4 перетяжки на заборе, транслируется видеоролик на шестидесяти плазменных экранах и аудиоролик в метрополитене. А также рекламный ролик на телеканале ТВ-Центр. Мы считаем, что этого вполне достаточно для рекламы этого праздника», - говорит Татьяна Немирова, первый заместитель руководителя департамента семейной и молодежной политики правительства Москвы.



Правда, здесь следует сделать оговорку - в этом году часть социальной рекламной кампании Дня семьи, любви и верности на поверку оказалась рекламной кампанией очередного концерта скандально известного фонда «Федерация».

«Мы, наверное, самый счастливый организационный комитет, который можно представить себе. Дело в том, что мы предложили образцы рекламных плакатов, футболок, символики. А уже каждый город на местах, каждый субъект российской федерации решает, в каких местах он будет ее располагать и изготавливать. Как правило, наша реклама размещается в качестве социальной. Я только вчера вернулась из Мурома – столицы праздника. Весь город в ромашках, весь город в афишах – как, впрочем, и Москва с Санкт-Петербургом. Каждый год нам присылают фотографии из других городов. Всем им по душе пришлась символика праздника. На местах создаются свои, очень интересные решения – но с той же символикой», - говорит Татьяна Шумова, вице-президент фонда Социально-культурных инициатив и заместитель председателя оргкомитета Дня семьи, любви и верности. Точными данными о количестве поверхностей Шумова не располагает и говорит, что их «бесконечно много».

День семьи


В день праздника, 8 июля, передачи на телеканалах, контрольный пакет которых принадлежит государству, посвящаются именно этому празднику.

«Мне кажется, для многих проведение такого рода праздников – это миф. А для меня это – сказка. Потрясающая, красивая и волшебная, - говорит телеведущая «Первого канала» Арина Шарапова. Мне очень нравится этот праздник. Практически с самого раннего утра и до позднего вечера, начиная с программы «Доброе утро», мы будем в этом году на первом канале рассказывать людям о том, что такое семья и какие бывают на свете семьи. И очень важно, что в этот день будет прямая трансляция из Мурома концерта, посвященного дню семьи, любви и верности. И я надеюсь, что под этот праздник в ваших домах будет накрыт стол – предположим, с белой скатертью – вы сядете все рядом, посадите своих любимых и близких, и под песни, которые будет представлять вам Первый канал, сядете, чокнитесь и выпьете за День семьи».

В Интернете представительство у Дня семьи гораздо более скромное – контент сайта densemyi.ru не обновлялся очень давно, последняя новость на нем датируется 2 июля 2009 года. Другой сайт, посвященный этому же празднику, petr-fevronia.ru, также не производит впечатления сильно посещаемого. Правда, по словам организаторов праздника, он не имеет к ним никакого отношения.

Такой успех

Организаторы праздника считают, что он приобрел всенародную популярность.

«Почему такой успех, который превзошел ожидания всех и каждого? Потому что это праздник не только семейных пар, но и каждого человека. Нет такого человека, который не хотел бы обрести свою вторую половину. Именно этим вызвано и внимание молодежи – очень много молодежи сейчас объединяется в рамках туристических туров приезжает в качестве гостей в Муром восьмого числа именно на этот праздник. Это праздник, которого ждали все. Именно поэтому он оказался таким необходимым», – говорит Татьяна Шумова.

«Этот праздник действительно стал народным очень быстро – как сегодня принято говорить, он возник снизу, - говорит председатель синодального информационного отдела московского патриархата Владимир Легойда. - Мы находим в житии Петра и Февронии не далекую историю из пыльных книг, а то, что непосредственно связано с нашей жизнью.

День памяти Петра и Февронии всегда приходится на пост, и поэтому в этот день нельзя проводить венчание.

В феврале на архиерейском соборе было поручено богослужебной комиссии рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования дня Петра и Февронии, имея в виду желание многих христиан вступить в этот день в брак.


«В Москве утвержден план проведения городских мероприятий по поводу этого праздника, их будет более шестидесяти. Это будут и концертные, и фольклорные программы, теплоходные экскурсии, различные акции, - говорит Татьяна Немирова. – Множество мероприятий пройдут в досуговых центрах, центрах социальной защиты, в центрах помощи семье и детям. До того широко распространился этот праздник по Москве, что, пожалуй, не найдется ни одного учреждения, в котором бы его не было. Всего мы ожидаем, что в празднике примет участие 150 тысяч москвичей. Главным событием станет программа в усадьбе-музее «Царицыно». Она состоится 8 июля и начнется в 16 часов и продлится до 23 часов. Предположительно, в этом празднике примет участие 15 тысяч человек, но если их будет и больше – милости просим». По словам Немировой, на празднование 8 июля московской мэрией выделен миллион рублей, а реклама, посвященная этому празднику, размещалась в качестве социальной. «Но префектуры проводят этот праздник за счет собственных средств, многие учреждения тоже, так что точную сумму затрат не него подсчитать трудно», - оговаривается Немирова.

«Символ праздника, ромашка, потрясающе хорош. Он и для женщин, и для мужчин. Он и значком хорош, и где угодно его можно изобразить, и платье сшить из этого символа.

Это потрясающий символ, и я рекомендую его использовать не только восьмого июля. Я помню, работала в когда еще в «Модном приговоре», одной героине передачи, матери шести детей, сшили платье из ромашек. Господи, как это было красиво!» - говорит Арина Шарапова.

Другой взгляд на успех

Но соответствуют ли реальные настроения общества представлениям членов оргкомитета? Иными словами, эффективно ли работает реклама Дня семьи, любви и верности? Одним из показателей, характеризующих эффективность рекламной кампании Дня семьи, любви и верности может считаться количество свадеб, назначенных на этот день. По словам Татьяны Шумовой, в День семьи, любви и верности российским ЗАГСам строго запрещено проводить процедуру развода, а количество свадеб 8 июля в одном только 2010 году выросло в два раза по сравнению с обычным днем.

Sostav.ru опросил участников свадебного рынка – свадебные агентства, флористические компании, торговцев ювелирными украшениями. В основном участники рынка свадебных услуг не подтверждают факт увеличения количества свадеб на 8 июля. Более того, они единодушны в том, что в основном большая часть свадеб в Москве приходятся на конец летнего поста, День города, Красную горку и красивые даты вроде 11.11.11. С данными Шумовой согласуются данные только одной флористической компании - AMF. Все остальные опрошенные Sostav.ru участники этого рынка связи между спросом на их услуги и празднованием 8 июля не ощущают.

«Не знаю, насколько давно появился этот праздник – он, мне кажется, молодой. У нас резко вырастает спрос на услуги 12 июня, если говорить о государственных праздниках», - говорит генеральный директор свадебного агентства Wedding Consult Ксения Афанасьева.

А вот 8 июля как-то не очень замечено пока молодоженами. Опять же, пост – это играет роль, и в этом году эта роль ощутима. Но естественно, свадьбы в этот день есть – правда, они проводятся не в каком-то там сумасшедшем количестве, потому что 8 июля – это пятница. 9 июля – суббота, и свадеб в этот день больше. Тем не менее, свадьбы есть, но я не уверена, что они приурочены к этому празднику.

Многим нравится провести свадьбу 08.07, но если у них будет информация о том, что это государственный праздник, им, наверное, будет вдвойне приятнее. Сказать, чтобы это как-то резко отразилось на увеличении количества свадеб, я не могу.

Наверное, чтобы количественный рост был более заметен, нужно еще лет пять.


Хорошие дни для свадеб – это, в первую очередь, дни, связанные с красивыми датами. В июле пиковыми датами будут 16 и 30 июля. 16 – это первая суббота после поста, а 30 – это еще не август, когда все уезжают в отпуск. Еще дни, когда много свадеб – это сентябрь, День города, суперпопулярная и дорогая дата. Вообще весь сентябрь. Ноябрь в этом году бьет все рекорды – потому что в этом году будет 11.11.11. Звонков очень много, и цены нереальные».

«Я не сказала бы, что в этот день наши продажи растут. Дни, в которые наши продажи увеличиваются резко – 1 сентября, 14 февраля, новый год и восьмое марта», - говорит Оксана Деева из флористической компании «Дольче и Фиория».

Самыми популярными у нас являются 8 марта, 14 февраля и Новый год. Эти три праздника самые "продаваемые", - говорит Денис Валеев, PR-директор флористической компании AMF. - тем не менее, наши продажи в прошлом году на 8 июля выросли в 2 раза по сравнению с 2009 годом. Однако говорить об устойчивой положительной динамике еще рано исходя из молодости этого праздника. Если он станет именно семейным праздником, в который будет принято поздравлять всех своих родных и близких, а не только свою вторую половину, тогда у него есть все шансы стать одним из самых популярных в России».

«На наш бизнес праздники влияют мало, реклама делает это гораздо лучше. Даже наличие поста на нас не влияет. В любом случае, кольца для бракосочетания принято заказывать заранее, так что в нашем бизнесе нет привязки к датам» - говорит представитель интернет-магазина ювелирных украшений goldax.ru

«Честно говоря, эта дата на наш бизнес никак не влияет. Скорее всего потому, что он недавно был введен, буквально пару лет назад, поэтому про него никто и не знает, - говорит Валерия Ольчева руководитель свадебного агентства Mon Amour. – Даты на наш бизнес, конечно, влияют. 11.11.11, например. Красивые числа. В каждом сезоне есть даты, которые не поддаются прогнозированию, но они есть, тем не менее.

В этом году это 16 июля и 6 августа. Честно говоря, я вообще не понимаю, почему – но факт остается фактом, они очень популярны. 3 сентября тоже очень популярно, потому что это день города гарантированно хорошая погода. Многие хотят жениться именно в этот день. Может ли дата 08.07 привлекать людей сама по себе? Не думаю.

Только если это 08.07.06 например. Или 08.07.08. Что-то такое, чтобы это было красиво. А так вряд ли».


День семьи, любви и верности – это наш православный праздник. День Петра и Февронии, который приобрел патриотичный оттенок – этакий ответ Дню Святого Валентина. Как пиковая дата заказов на свадьбы в индустрию праздников этот день еще не вошел, но активно набирает обороты, - говорит старший менеджер агентства праздников «Веселое княжество» Елена Агаркова. - Пусть эта дата и совпадает с православным Петровым постом, но это уже давно ни для кого не является препятствием в проведении свадьбы в этот день. Венчание 8 июля церковью не приветствуется, но ведь это еще один повод отпраздновать свадьбу – венчание после поста - эдакий второй день свадьбы. Спрос на свадьбы в принципе возрастает. Влюбленные пока обычно активизируются на Красную горку и «красные» даты календаря, также популярны красивые даты - они легко запоминаемы, и семейной паре сложнее забыть.

Так что на вопрос об эффективности рекламной кампании Дня семьи, любви и верности есть различные ответы из разных источников.

Павел Рябиков, Sostav.ru